В мире имеется только 2 типа самолетов: одни являются истребителями, а другие — их целями. В этой старой поговорке летчиков-истребителей большая доля истины. Со времен Первой мировой войны, когда самолеты впервые начали использоваться в военных целях, методы борьбы с ними также значительно усовершенствовались.
В основном для поражения самолета в воздухе используются либо специализированные истребители, либо зенитные системы наземного или морского базирования, вооруженные пушками, пулеметами или ракетами. Однако, как показывает история, можно уничтожить летящий самолет или вертолет с помощью оборудования, не совсем предназначенного для этой цели, или даже без использования какого-либо вооружения.
В этом кратком списке представляем описание нескольких ситуаций, когда удавалось уничтожать летательные аппараты противника необычными методами или просто благодаря небывалой удаче.
7. A-1 Skyrider против МиГ-17
Технологическое преимущество обычно работает на пользу той стороны, у которой оно имеется, и более современное оборудование обычно побеждает устаревшее. Как показывает история вооруженных конфликтов, едва ли достигнут больший технический прогресс, чем в воздушном бою.
Когда противостоят друг другу современный реактивный истребитель и штурмовик 20-летней давности с поршневым двигателем, казалось бы, результат такого столкновения должен быть предрешен. Однако оказывается, что такое происходит не всегда. Дважды во время войны во Вьетнаме устаревший A-1H Skyraider выходил победителем МиГ-17 – 20 июня 1965 года и 9 октября 1966 года, сбив в общей сложности 2 МиГа — один совершенно однозначно, а другой, по крайней мере, сильно повредив.
6. Техника имеет значение
В ночь с 17 на 18 января 1991 года, в первую ночь операции «Буря в пустыне», произошел необычный воздушный бой. Невооруженный самолет радиоэлектронной борьбы EF-111 Raven возглавил группу истребителей F-15 для атаки противовоздушной обороны Ирака. Однако в неразберихе боя F-15 остались позади и пилотируемый капитаном Джеймсом Дентоном EF-111 был атакован иракским Mirage F.1. Ситуация из жанра поединков с очень однозначным финалом. Однако EF-111 пытался уворачиваться от выстрелов противника, летя на очень малой высоте, и прокладывая себе путь с помощью уникального радара, который позволял видеть местность перед самолетом.
Ему удалось избежать двух ракет Matra Magic, выпущенных вражеской машиной, совершая резкие маневры и выпуская сигнальные ракеты. Последующие маневры привели к тому, что пилот Mirage в темноте потерял пространственную ориентацию и разбился в пустыне. За эту необычную воздушную победу пилот и его оператор электронных систем были награждены Знаками отличия.
5. У страха глаза велики
Перехитрить врага и разбить его — это одно, но напугать его так, чтобы тот выпрыгнул из неповрежденной машины? Оказывается, это тоже возможно, и то же самое произошло во время «Бури в пустыне». 22 марта пара F-15 атаковала одиночный иракский Су-22. Пилот Pilatus PC-7, летевший поблизости, катапультировался при виде боя. Может быть, трусливо, но мудро, потому что PC-7 без брони не давал пилоту больших шансов пережить попадание. Так или иначе, пилоты F-15 Томас Дитц и Боб Хехеманн уничтожили 2 вражеских самолета, выпустив только 1 ракету по одному из них.
4. Три за раз
Поскольку пилотам F-15 удалось сбить 2 самолета одной ракетой, можно ли сбить 3? Согласно источникам из Ирана, это возможно. F-14 Tomcat с экипажем Асада Адели и Моххамеда Масбоу в 1980 году одной ракетой AIM-54 Phoenix сбил три МиГ-23, летевшие плотным строем над островом Чарк. Экипаж Tomcat первоначально полагал, что следит за одним самолетом, но когда он незаметно приблизился на достаточное расстояние, то обнаружил 3 самолета, летевшие близко друг к другу. Phoenix попал в центральную машину, а после взрыва не стало ни одной, только через несколько дней на земле были обнаружены обломки нескольких разных самолетов.
3. Бомба против … вертолета.
Операция «Буря в пустыне» стала отличным полигоном для практических испытаний новых самолетов, таких как F-15, F-16 или F-18. Особенно интенсивно использовались в боях с иракской авиацией и одержали наибольшее количество побед первые, в варианте одноместного истребителя F-15C. Однако применялась и штурмовая версия этого самолета – F-15E Strike Eagle, которому удалось уничтожить только одну машину противника. Но это была не обычная победа, потому что попадание бомбы в летящий вертолет — это не то, что можно увидеть каждый день.
14 февраля 1991 года пара F-15E искала ракетную установку SCUD, когда она получила сигнал о помощи от подразделения специального назначения, атакованного иракскими вертолетами. По прибытии было обнаружено несколько вертолетов, один из которых находился на земле и высаживал десант. Не воспользоваться этой возможностью было глупо, поэтому экипаж решил сбросить бомбу с лазерным наведением GBU-10, чтобы вражеские солдаты были поражены даже в случае промаха. К тому времени, когда бомба достигла цели, вертолет противника уже поднялся на более 200 метров, но все равно она в него попала. Правда, бомба весом почти в тонну при попадании не взорвалась, а ударилась винт вертолета и пробила кабину экипажа и взорвалась только под ним, полностью уничтожив ее на глазах у спецназа. После этого события у иракцев пропало желание продолжать боевые действия.
2. Мины … против самолета
Как показали предыдущие примеры, при определенной доли удачи можно уничтожить авиацию противника, используя худшее оборудование. Но что, если единственное, что у нас есть, – это взрывчатка и автоматы АК? Это определенно усложняет задачу, но от этого она не оказывается невыполнимой. Талибан (запрещенная в России организация), который увлекался партизанской войной и установкой самодельных взрывных устройств на маршрутах конвоев, со временем придумал гениальную простую идею заминировать места высадки, используемые силами антитеррористической коалиции.
Таким способом удалось уничтожить как минимум 3 машины: вертолеты Ми-8/17, MD-530 афганской армии и британский C-130 Hercules. Полевые взлетно-посадочные полосы не охраняются круглосуточно, кроме того, их не следует использовать регулярно, желательно только один раз. К сожалению, несоблюдение правил безопасности позволило установить мины или СВУ, которые впоследствии нанесли значительный ущерб.
1. Вертолет против биплана
Как известно, импровизированная техника самая долговечная и прочная. Так что же может произойти, когда в бой вступят самодельный бомбардировщик Ан-2 и еще более импровизированный вертолет-истребитель UH-1 Huey? Такое столкновение произошло из-за базы Lima 85 в Лаосе. Она использовалась в качестве передового поста ЦРУ и радиолокационного центра для наведения самолетов на цели в Северном Вьетнаме.
12 января 1968 года его атаковали два биплана Ан-2, с которых были сброшены мины и выпущены неуправляемые ракеты. Один из самолетов был поврежден наземным огнем, другой был перехвачен вертолетом Air America, летевшим на базу с транспортом боеприпасов. Этот UH-1D был вооружен только автоматом АК, принадлежащим одному из членов экипажа. Благодаря более высокой скорости вертолета удалось атаковать и окончательно сбить бомбардировщик Ан-2. Бой длился 20 минут. Вероятно, был убит или ранен летчик, поскольку пули от “калашникова” вряд ли могли нанести большой ущерб примитивной конструкции Ан-2, как известно сделанного из … практически подручных материалов.