Авиасалон МАКС-2019: Дебют МС-21

Испытания крыла для МС-21 из российских композитов завершены.. остались вопросы

Российская компания «Иркут» недавно завершила ресурсные испытания крыла МС-21, изготовленного из отечественных композитов, которые показали, что его характеристики соответствуют предыдущим аналитическим прогнозам, хотя не достигают уровня импортных материалов.

композитное крыло для МС-21
Композитное крыло для МС-21

«Иркут» провел первый технический полет МС-21-300 с российским композитным крылом 25 декабря прошлого года. Это был самолет с бортовым номером 73361. Крыло производства дочернего предприятия “Иркута” “АэроКомпозит” проходило испытания в Центральном аэродинамическом институте России.

Государственная технологическая компания Ростех заявляет, что крыло должно продемонстрировать способность выдерживать расчетные нагрузки во время статических испытаний. В ходе испытания создалась ситуация, при которой самолет был нагружен на 150 процентов больше, чем при обычном полете. Затем крыло было нагружено до отказа, чтобы проверить его окончательную прочность и превышение ключевого порога в 1,5 раза от максимальной рабочей нагрузки. «Плановое разрушение крыла произошло в заведомо созданных специфических условиях испытаний. С целью учета влияния высокой температуры на прочностные свойства композиционного материала часть конструкции крыла подверглась нагреву», — сообщили в Ростехе.

Генеральный директор Объединенной авиастроительной компании Юрий Слюсарь подвел итоги испытаний, отметив, что испытания подтвердили правильность методики расчета прочностных возможностей композитных изделий, а проведенные эксперименты доказывают, что основная несущая часть крыла обеспечивает устойчивость и безопасность в наиболее неблагоприятные условия полета. Правда, Слюсарь не сообщил о весе крыла из российских композитов. По сообщению инсайдерских источников, новое крыло немногим легче, чем из традиционного алюминия, а это значит, что эффективность нового МС-21 остается под большим вопросом.

МС-21
МС-21 в демонстрационном полете

Все находящиеся в процессе сборки МС-21 получат крылья из российских композиционных материалов, разработанных при участии Росатома и МГУ. Генеральный директор Центрального аэродинамического института Кирилл Сыпало говорит, что экспериментальная база в этом центре позволила провести «большое количество» испытаний МС-21 совместно с «Иркут». Здесь стоит напомнить, что разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыльев МС-21 началось после того, как в сентябре 2018 года США ввели торговые ограничения на «Аэрокомпозит». Доля композитов в конструкции МС-21 составляет около 40 проц. – это рекордный результат для самолетов средней дальности. Отечественные материалы для композитных несущих конструкций разрабатывались при участии ученых МГУ и предприятий Росатома. Консоли крыла и среднюю часть крыла МС-21-300 изготавливает компания «АэроКомпозит-Ульяновск». Для производства крыльев используется запатентованная в России технология вакуумной инфузии.

Новый узкофюзеляжный самолет из России

МС-21 (МС-21 «Магистральный самолет 21 века» — «Основной самолет XXI века») — серия из трех модификаций (-200, -300, -400) среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, способных вмещают от 150 до 230 пассажиров. Дальность полета всех из них должна составить около 5000 км. Самолет разработан фирмой «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. МС-21 — усовершенствованная версия я Як-242, которая никогда не производилась. Новая машина призвана заменить, в первую очередь, сильно изношенные Ту-154, а в перспективе и более новые Ту-204/214. Самый крупный заказ на сегодняшний день размещен Аэрофлотом, который подписал контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Всего было заказано 175 машин этого типа.

По словам министра торговли и промышленности России Дениса Мантурова, первые поставки «Иркут МС-21» первому получателю — авиакомпании «Аэрофлота» (стартовому заказчику) должны были состояться в конце 2021 года. Срок не был соблюден. Кстати, стоит также добавить, что в августе 2020 года «Иркут» подвел предварительные итоги наземных испытаний самолета МС-21-300, которые подтвердили возможность эксплуатации самолета при наличии воды на взлетно-посадочной полосе. Еще одним важным событием стал первый технический полет МС-21 с российскими двигателями ПД-14, который в отличие от крыла вызывает сомнения специалистов не только по эффективности, но и по надежности.

Все было хорошо до 24 февраля этого года

Санкции, введенные против России после начала вторжения в Украину, затрагивают производство даже отечественных самолетов. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в этом году поставит всего две единицы вместо запланированных четырех. Проблемы перед программой этой машины возникли после того, как иностранные производители отказались поставлять комплектующие для МС-21.

Андрей Бочкарев