Расположенный в Иордании город Петра заслужил того, чтобы в 2007 году оказаться включённым в список новых семи чудес света. Ещё бы – древнейший населённый пункт государства представляет собой одновременно природное и искусственно созданное чудо, которое хочется посещать снова и снова. И хотя расположенные в округе деревеньки буквально напичканы гостиницами и магазинами, наличие столь современной цивилизации нисколько не исказит древний дух Петры, который здесь ощущает каждый турист, откуда бы он ни прибыл.
История основания этого удивительного места так же специфична, как и суть Востока в целом. В начале шестого тысячелетия до нашей эры на территории современной Иордании обитало эдемское население. Тогда их стали активно вытеснять с насиженных мест многочисленные племена набатеев (в переводе с арабского «набат», дословно «зов сердца»). Их, прибывших с севера нынешней Саудовской Аравии, интересовал город Эдом (по другим источникам – Эдем), упомянутый в Библии. По мере расширения сферы своего влияния набатеи всё острее ощущали необходимость создания своей постоянной столицы, которая была бы надёжно защищена от возможной атаки эдемских отрядов или кого-либо ещё. На роль главного форпоста идеально подходил основанный племенем город Петра. Вкупе с природной защищённостью данная местность располагала удобной системой водоснабжения, а её земли активно использовались для сельскохозяйственных работ. Ещё одним фактором, обеспечившим рост популярности Петры, стало её нахождение на стыке нескольких важных торговых путей.
Поначалу может показаться, что человек в то время не был способен на то, чтобы буквально вырубать в крутых горах здания столь сложной конструкции. Однако в трудах историков, живших примерно в одно время с набатейцами, можно увидеть их описание: «трудолюбивые и мирные люди». Кроме того, всякий раз при возникновении угрозы военного столкновения они предпочитали не доводить дело до кровопролития, а задобрить противника щедрыми гостинцами. Надо сказать, что подобная политика позволяла набатейцам долгое время сохранять бесценную независимость. Тем не менее, с момента кончины последнего короля племени эта территория вошла в состав Римской империи под названием «провинция Аравия». Петра стала её столицей. Римляне в значительной степени облагородили город, однако тот постепенно стал терять статус важного торгового поселения – караваны изменили свой маршрут и стали курсировать через Пальмиру. Вместе с тем, потеряв экономический авторитет, Петра приобрела авторитет религиозный – здесь стало распространяться молодое христианство.
С течением времени город становился более провинциальным – все важные события мировой истории происходили в стороне от него. Лишь в XI веке здесь обозначились крестоносцы, которые оставили о себе память в виде нескольких воздвигнутых здесь замков. После этого Петра приобрела в глазах узко мыслящих европейцев статус мифической Атлантиды, которую никто не мог найти. Поселение было вновь «открыто» лишь в начале XIX века, когда до этих мест дошла одна из английских научных экспедиций.
С тех пор Петра стала медленно превращаться из никем не известного города в популярный туристический объект Иордании.