История инструментальных полетов: как это начиналось

Системы,  позволяющие  совершать посадку в сложных погодных условиях и обеспечивающие возможность   полетов  в условиях пониженной видимости и даже «в слепую», являются в настоящее время основой авиации и уже никто не в состоянии представить ее функционирование без таких устройств.  Трудно поверить, но некоторые из них появились еще на заре авиации, а сейчас используются их усовершенствованные версии.  Все они обеспечивают постоянный рост безопасности в авиации.

plane facts instrument.preview - История инструментальных полетов: как это начиналось

Современный инструментарий кокпита 

Ниже мы представляем избранные термины и интересные факты касающиеся  начала полетов по указаниям приборов, о которых возможно не все осведомлены, но могущие стать ценным дополнением  авиационным знаниям.

Термин IFR (сокращение от английского Instrument Flight Rules)  означает полет воздушного судна, управляемого пилотом, который опирается только на информацию получаемую от приборов самолета.  Что не маловажно —  полет по IFR   может выполняться и часто выполняется и в условиях хорошей видимости  (VMC).

  • Первый полет по показаниям приборов: 24 октября  1929 г.
  • Место: Mitchel Field, Long Island, Нью-Йорк, США.
  • Пилот: Por. James Doolittle
  • Самолет: Consolidated N-2 (биплан типа  Stearman)
  • Высотомер: Kollsman
  • Принцип работы высотомера: барометрический
  • Принцип  извещения высотомера: звуковой
  • Способ симуляции условий  IFR: ширма закрывающая лоб кабины
  • Погодные условия: CAVOK
  • Продолжительность полета : 15 минут
  • Число попыток захода на посадку: 1
  • Создание первого автопилота: 1912 г.
  • Первый успешный полет на автопилоте: 1914 г.
  • Изобретатель: Lawrence Sperry
  • Первое практическое применение: 1930 г.
  • Первый курсовой  автопилот (navigation integration):  1947 г.
  • Платформа: Consolidated C-54
  • Маршрут полета: через Атлантический океан
  • Изобретатель курсового автопилота: Bill Lear
  • Награда за выполнение: Collier Trophy, 1949 г.
  • Первое использование радиомаяка VOR: 1937 г.
  • Начало широкомасштабного применения: 1946 г.
  • Число радиомаяков VOR в мире: ок. 3,000
  • Число радиомаяков VOR в США: 957
  • Предполагаемое число радиомаяков в  2025 году: 637
  • Причина поддержки системы радиомаяков:  в качестве запасных на случай аварии GPS
  • Первый случай использования навигации дальнего радиуса действия: LORAN, 1940 г.
  • Точность указания позиции: десятки морских миль
  • Расцвет использования:  70-е годы  XX века
  • Первая  ILS: 1939 г.
  • Первая установка: шесть аэродромов, 1941 г.
  •  Первый удачный заход на посадку по ILS: Pittsburgh, 1939 r (DC-3 в условиях метели)
  • Первое устройство для измерения расстояния до самолета: 1948 г.
  • Развитие радиолокационных систем обнаружения: Вторая мировая война
  • Реализация заходов на посадку с помощью радаров: 1951 г.
  • Разработка системы посадки MLS (Microwave Landing System): 1980 г.
  • Преимущества MLS: простота выполнения заходов на посадку
  • Отказ FAA  от использования MLS: 1994 г.
  • Причина: развитие  спутниковых систем ориентирования для захода на посадку
  • Первое устройство  GPS для точного захода на посадку: Garmin GNS 480, 2004 г.
  • Число посадок по показаниям  GPS в США: около 19 000
  • Аэропорты с заходом на посадку по  GPS:  около 12 000
  • Число аэропортов  без системы ILS (только по GPS): около 1800