Любопытные факты о планере Кёртисс JN-4 или Дженни

Этот антикварный тренировочный биплан в 20-30 годы прошлого столетия производила компания  Curtiss Aeroplane and Motor Co. Она поставила на мировой летный рынок почти семь тысяч экземпляров.На нем учились летать не только американцы и англичане, но и русские летчики. В России он был известен как По-2. 

Flying jenny - Любопытные факты о планере Кёртисс JN-4 или Дженни

Этот антикварный самолет является одним из самых знаменитых в филателистической среде среди коллекционеров почтовых марок. В 2007 году на аукционе Роберта Сигела одиночная марка с изображением Дженни была продана за 977 500 долларов. За что же были заплачены такие большие деньги?

Оглянемся назад. К 15 мая 1918 года в США для вновь открываемой авиационной линии Вашингтон-Филадельфия-Нью-Йорк выпустили серию из трех почтовых марок.На марке достоинством 24 цента был изображен почтовый Кёртисс JN-4 в полете.

Сотрудники американского Бюро по гравировке и печати очень спешили и выполнили заказ в кротчайший срок, чего никогда не случалось. На подготовку и печать ушла всего одна неделя. А к чему приводит спешка давно известно. Была допущена ошибка.

marka Perevernutaja Dgenni - Любопытные факты о планере Кёртисс JN-4 или Дженни

При изготовлении двухцветной марки производят две операции.Вначале делается оттиск рамки, а вторым шагом оттиск центральной части.Если в промежутке между операциями листы случайно положат верхней частью в другую сторону, центр получается вверх ногами. Так получилось с Дженни. Печатный лист попал в машину не той стороной, и изображение самолета оказалось перевернутым.

14 мая 1918 года биржевой маклер Уильям Т.Робей 26 лет от роду, коллекционировавший почтовые марки и конверты, пришел на почту, чтобы приобрети новый выпуск. Серьезные коллекционеры обычно покупают весь лист целиком. Он состоит из 100, не разорванных на отдельные экземпляры, марок. На поданном ему клерком листе изображение было плохо отцентрировано, и господин маклер попросил другой. Глянув не него, Робей ахнул. Изображение самолета было перевернуто вверх ногами. Это был звездный час биржевого маклера, тот самый редчайший случай, о котором мечтают все коллекционеры. Такие ошибки при печати случаются крайне редко, и поймать марку с такой опечаткой — невероятная удача.

Заплатив 24 доллара, Робей поинтересовался, нет ли еще таких листов. Служащий просмотрел, но не нашел. Как только покупатель ушел, он поставил в известность свое начальство, и продажа марок была приостановлена до окончания проверки всей серии.

По одной из версий, больше листов с опечаткой обнаружить не удалось. По другой — были найдены еще три листа, но их уничтожили. Известным остался лишь один лист, купленный везунчиком клерком.

Спустя неделю он продал свое приобретение за 15 тысяч долларов торговцу из Филадельфии О.Клейну, который в свою очередь перепродал ее известному коллекционеру полковнику Грину уже за 20 тысяч долларов. Тот разделил лист на отдельные марки, оставив себе целым блок из 8 штук и продав каждую марку за 250 долларов.

Когда в 1942-45 годах распродавалась коллекция Грина, новый владелец из Нью-Йорка Соурен разделил блок из 8 марок на два по 4 штуки. Один из этих блоков был продан в 2005 году на аукционе Сигела за сумму в 2 970 000 долларов. А за вышеупомянутую одиночную марку Перевернутая Дженни в 2007 году, как вы помните, заплатили почти миллион долларов.

Perevernutaja Dgenniblok dve - Любопытные факты о планере Кёртисс JN-4 или Дженни

Вот бы удивился господин клерк, узнав в какую сумму сейчас оценивают его 24 долларовое приобретение.Так что покупайте марки, господа. Кто знает, может и вам улыбнется удача!

Автор: Елена Чеккини