Хотя в это трудно поверить, но у пассажиров бизнес-джета Falcon X7 и пилота истребителя Rafale есть нечто общее. Обе эти машины – результаты многолетнего труда конструкторского бюро компании «Dassault».
В 1930 Марсель Дассо (Блох) основал компанию «Bloch», которая изначально занималась двигателями, а затем стала выпускать самолёты. В 1945 году Марсель Дассо, вернувшись из германского плена, воссоздал утраченную им компанию и переименовал её в «Dassault».
Реактивный двигатель и новые возможности
В 1947 году «Dassault» приступает к строительству реактивного истребителя-бомбардировщика MD-450, который в ВВС получил название Ouragan. На нём был установлен двигатель Nene с носовым воздухозаборником и задней выходной трубой. Ключевой особенностью Ouragan было его стреловидное низкорасположенное крыло. Такая конструкция крыла позволяла установить на его законцовках дополнительные топливные баки. Ouragan не только поставлялся Министерству обороны Франции, но и шёл на экспорт. Его покупали Израиль, Индия и Сальвадор.
Конструкторское бюро «Dassault» приступает к разработке нового истребителя – Mystére. Он оснащается двигателем большей мощности. Его стреловидное крыло усовершенствовано.
Компания стремилась построить самолёт, который летает быстрее звука. Это ей удалось. 22 октября 1952 года один из опытных образцов Mystére IIC, оснащённый двигателем Rolls-Roys Tay 250, преодолевает звуковой барьер. Лётчиком, пилотирующим самолёт, был француз русского происхождения Константин Розанофф.
На последующей модели – Mystére IVA тоже поначалу стоял двигатель Rolls-Roys Tay 250, но потом его заменили более мощным Hispano-Suiza Verdon 350. Кроме того, у Mystére IVA в отличие от своего предшественника было более тонкое крыло со стреловидностью в 38°. Всё это позволяло ему развить скорость в 1.2 Маха.
Mystére IVA стал основным истребителем французских ВВС во время «Холодной войны».
Машина имела большой успех на Парижском авиашоу. Посетители выставки обратили особое внимание на продуманность каждой мельчайшей детали конструкции самолёта.
Долгоиграющий успех
Следующей задачей, которую поставил перед собой Дассо, стала разработка сверхзвукового самолёта для ВМФ Франции. Новая машина для взлётов и посадки с авианосцев должна была обладать хорошей управляемостью на малых скоростях. В результате была построена практически новая модель, которая получила название Etendart.
Фирма Whitcomb разработала фюзеляж в форме бутылки «Кока-Колы». Компания Dassault« использовала эту конструкцию при строительстве Etendard. У новой машины крыло более широкое, чем у Mystére. Складывающиеся консольные части и укреплённые шасси обеспечивали её эффективное применение на авианосцах.
Etendard и его преемник Super Etendard служили многие годы. Последний Super Etendard был списан в 2016 году. Эта машина получила большую известность во время Фолклендской войны. С её помощью аргентинцам удалось потопить два британских корабля: эсминец «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик Конвейер».
Сочетание простоты и эффективности
Было разработано дельтовидное крыло. Оно уменьшало сверхзвуковое сопротивление и аэродинамическую тряску при переходе на сверхзвуковую скорость.
Дельта-конфигурация позволила отказаться от хвостового стабилизатора.
Появились две новые модели – Mirage III и Mirage IV.
Mirage IIIА совершил свой первый полёт в мае 1958 года. Он мог развивать скорость в 2 Маха. Последующие версии Mirage III достигали скорости в 2.4 Маха.
Mirage III в своих различных модификациях состоял на вооружении в армиях многих стран.
Mirage IV впервые поднялся в воздух в июне 1959 года. Это был стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с двигателями, которые позволяли ему развивать скорость в 2.2 Маха. Он поставлялся “Force de Frappe[1]” и был способен нести ядерные бомбы весом более 50 килотонн.
Одна их характерных черт Дассо – это его гибкость в инновационной политике. Mirage III подвергся множеству модификаций. Например, ВВС Швейцарии хотели улучшить манёвренность своих Mirage III. «Dassault» разработало убирающееся хвостовое оперение в передней части фюзеляжа. Эти «усы» сокращали взлётную дистанцию и улучшали несущую способность самолёта.
Машины с вертикальным взлётом и посадкой
Ещё в начале 1954 года Министерство ВВС Франции начинает проявлять интерес к самолётам с вертикальным взлётом и посадкой. Несколько компаний представили необычные концепции, которые предполагали использование разнообразных техник, в частности наклонные двигатели на конце крыла, «Dassault» предложила наиболее практичное решение: восемь фиксированных подъёмных двигателей Rolls-Royce RB.108 и один форсированный маршевый двигатель Bristol Orpheus. Подъёмные двигатели помещались в четырёх отсеках, расположенных по обе части воздухопровода, а форсированный маршевый двигатель располагался в хвостовой части фюзеляжа. В октябре 1962 года состоялся первый вертикальный взлёт самолёта Mirage Balzac под управлением лётчика Рене Бигана.
Mirage Balzac имел много недоработок, в частности большой вес и занимаемый объём подъёмных двигателей, а также плохую управляемость. Последнее привело к крушению одной из таких машин и гибели пилота. В итоге, от Mirage Balzac отказались.
Дассо не сдавался. Разработки самолёта с вертикальным взлётом и посадкой продолжились. Был построен ещё один самолёт с вертикальным взлётом и посадкой – Mirage IIIV. Во многом это была успешная конструкция. Во время горизонтального полёта максимальная скорость самолёта составляла 2.0 Маха. Но ограниченность выделенных военным ведомством средств не позволила запустить этот самолёт в серию. Произведённые расчёты показали, что самолёт получился слишком дорогим и на полученные средства не удастся построить заказанных 60 машин. В конце 1968 года проект был закрыт.
Истребитель с изменяемой геометрией крыла – ещё одна передовая технология
В 1964 году американская фирма «General Dynamics» построила первый самолёт с изменяющейся геометрией крыла – F-III. В это же время компания «Dassault» совместно с фирмой «British Aircraft Corporation» работает над строительством своего истребителя с изменяемой геометрией крыла. Этот самолёт должен поступить на вооружение ВВС Франции и Великобритании. Сотрудничество оказалось неплодотворным и «Dassault» вышла из проекта.
«British Aircraft Corporation» продолжила проект с немецкой фирмой Messerschmitt AG и итальянской компанией «Alenia Aeronautica». Был разработан ещё один самолёт с изменяемой стреловидностью крыла – Panavia Tornado.
Что касается компании «Dassault», то она продвигает свой собственный проект – Mirage G. У этой машины крыло было установлено на угол в 70 градусов. Это позволяло ему развивать скорость в 2.2 Маха. В 1971 году Mirage G совершил свой первый полёт. Однако, французские ВВС потеряли интерес к самолётам с изменяемой геометрией крыла.
Продолжение следует
[1] «Force Frappe» – «ударные силы» (совокупность ядерных сил Франции).