История Международного аэропорта Шарль-де-Голль

По некоторым оценкам, парижский аэропорт Шарль де Голль является одним из самых загруженных аэропортов в мире. В 2019 году он занял девятое место по числу обслуженных пассажиров. Его история намного короче, чем у других крупных европейских аэропортов. Он был открыт в 1974 году в связи с увеличением объёма авиаперевозок и с тех пор сильно расширился.

Аэропорты Орли и Ле Бурже появились раньше

Первым главным аэропортом Парижа был Ле Бурже, который открылся в 1919 году. Орли (первоначальное название аэропорта Орли-Вильнёв) заработал в 1932 году. В годы Второй мировой войны он использовался немцами в военных целях. В послевоенное время он разросся и, приняв эстафету от Ле Бурже, стал главной воздушной гаванью французской столицы.

В 1950-х и 1960-х годах трафик в Ле Бурже и Орли значительно увеличился. Несмотря на свои ограниченные размеры и расположение, они тем не менее в это время с ним ещё справлялись. В 1952 году компания Air France перевела все операции в менее стесненный Орли. Нагрузка продолжала расти, и было ясно, что так или иначе, со временем всё же потребуется строительство ещё одного аэропорта.

Оба аэропорта действуют и сейчас. Орли, который в данный момент считается вторым столичным аэропортом, эксплуатируется наиболее активно. Главным образом он обслуживает местные и региональные рейсы. А Ле Бурже в наши дни считается одним из крупнейших бизнес-аэропортов Европы.

Открытие нового аэропорта

Поиск площадки под строительство ещё одного аэропорта начался в 1957 году. Выбрали местность, которая находится рядом с городом Руасси и лежит в двадцати пяти километрах от северной части Парижа, считавшейся в то время наименее развитой. Она состояла преимущественно из сельскохозяйственных земель, и поэтому при строительстве не потребовалось сносить много зданий.

Строительство аэропорта, которому изначально дали название Пари-Нор-Аэропорт началось в 1964 году. Вскоре название было изменено. Нужно было показать близость аэропорта к городу Руасси. После открытия он сменил своё название ещё раз и стал называться именем президента Франции Шарля де Голля.

Стройка была очень масштабной. Причины ограниченности старых аэропортов были хорошо учтены. Да и надо отметить, что в те времена Франция была увлечена крупномасштабными проектами развития. В частности, в то время была ещё одна большая стройка. Возводили деловой квартал Ла Дефанс.

Большое планирование

Участок, выбранный для строительства аэропорта, занимал площадь равную двадцати квадратным километрам. Огромное пространство. Для сравнения, аэропорт Хитроу (Лондон, Великобритания) занимает территорию равную семи квадратным километрам.

В то время начиналась эксплуатация Boeing-747, и в связи с этим обстоятельством аэропорт проектировался для обслуживания, в том числе и крупных самолётов. Строители возвели две взлётно-посадочные полосы длинной 3.600 метров и рулёжные дорожки. Под строительство новых терминалов было оставлено много места. Это был очень предусмотрительный шаг. Появившемуся впоследствии самолёту Аirbus-380 было легче адаптироваться к нему, чем к Хитроу.

В 1974 году аэропорт был открыт. В то время в нём действовал только один терминал. Взлётно-посадочная полоса тоже была одна. Терминал был построен в авангардном стиле – выполненное по образу осьминога десятиуровневое здание, окружённое семью зданиями-спутниками. Такая конструкция сделала аэропорт очень функциональным и сократила время передвижения (от машины до самолёта). Каждый уровень аэропорта выполнял определённую функцию (парковка, прилёт, вылет, бюро администрации). Они соединялись между собой лестницами и эскалаторами.

Первоначальные планы предусматривали строительство пяти терминалов. Они должны были быть возведены в центральной части аэропорта между взлётно-посадочными полосами и соединяться с центральным зданием, оборудованным жилыми и иными помещениями. Предполагалось, что терминалы будут связаны наземным метро, протянутым до самого Парижа. Однако от этого плана отказались ещё до ввода в эксплуатацию Терминала-1.

Расширение в 1970-х годах

Пропускная способность аэропорта быстро увеличивалась. В первый год своей работы он обслужил 2.5 млн. пассажиров. В 1976 году число обслуженных аэропортом пассажиров увеличилось до 7.5 млн. человек. В том же году была открыта вторая взлетно-посадочная полоса, а также линия метро RER, связывающая аэропорт с городом.

Изначально планировалось создание отдельной линии Aerotrain, но в 1974 году от этой идеи отказались. Тем не менее прототипы  поезда на воздушной подушке для этой линии были построены. Самый большой из этих прототипов был оснащён турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney JT8D. Таким двигателем оборудовались ещё и самолёты Boeing-727 и 737. Этот прототип установил мировой рекорд по скорости.

В 1976 году в аэропорт прибыл Concorde. Наряду с лондонским Хитроу парижский Шарль-де-Голь стал одним из первых аэропортов, обслуживающих рейсы Concorde. 21 января 1976 года в 11:40 из аэропорта Шарль-де-Голль одновременно взлетели два Concorde. Компании Air France связала Шарль-де-Голль с бразильским мегаполисом Рио-де-Жанерио. После этого Concorde регулярно появлялся в аэропорту вплоть до его вывода из эксплуатации в 2003 году.

Строительство второго и третьего терминала

Предложение построить ряд зданий по образцу Терминала-1 было отклонено. Терминал-2 был спроектирован в классическом стиле. С годами он расширился и стал состоять из комплекса зданий, получивших кодовые обозначения от 2A до 2G.

Терминал-2 был официально открыт президентом Франции Франсуа Миттераном в марте 1982 года, когда было завершено первое расширение Терминала-2B.

В 1989 году был открыт Терминал-2D, а в 1993 году – Терминал-2C, предназначенный для международных рейсов (с новой компьютеризированной багажной системой). Терминал-2E открылся в 2003 году специально для Air France и авиакомпаний-партнеров по альянсу.

Терминал-2 остается таким и сегодня: отдельные линейные здания соединены пешеходными дорожками и поездом CDGVAL.

В мае 2004 года произошло частичное обрушение Терминала-2Е. Погибли четыре человека, и терминал был закрыт на несколько лет. Зона была перестроена и вновь открыта в 2008 году.

Терминал-3 появился в 1990 году для обслуживания чартерных рейсов. Он был расширен в 2003 году.

В 2020 году был поставлен вопрос о строительстве Терминала-4 стоимостью в 9 млрд. евро (10,5 млрд. долларов). В условиях сокращения авиаперевозок этот вопрос до сих пор рассматривается.

Деловая авиация AVIAV TM