Итоги МАКС-2021 – заказано всего 80 самолетов

Восемьдесят машин были приобретены российскими авиакомпаниями и лизинговыми компаниями этой страны во время авиасалона МАКС-2021 в московском аэропорту Жуковский, который завершился 25 июля. Хотят слухи и об экспортных контрактах, правда, пока ничем не подтвержденных.

Ил-114-300 - перспективный региональный самолет
Ил-114-300 – перспективный региональный самолет

Пять авиаперевозчиков, в том числе три государственных, подписали контракты на покупку 58 самолетов Sukhoi 100 Superjet и 22 новых региональных самолетов Ил-114. Об этом сообщила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и государственная лизинговая компания ГТЛК.

Государственная авиакомпания Red Wings и два частных перевозчика, Azimuth и Aurora, заявили о желании купить 25 единиц SSJ-100. В отношении последнего у российских властей большие планы, так как они хотят, чтобы он был переведен в ранг регионального перевозчика на Дальнем Востоке. “Россия”, входящая в группу “Аэрофлот”, намерена приобрести 15 самолетов “Сухой”, поскольку SSJ-100, как говорят власти, хорошо зарекомендовал себя на внутренних маршрутах в России. Это звучит немного странно, так как до сих пор, после многих попыток и неудач, Superjet не может получить зарубежные заказы. Почему самолеты одинаковых рейсов летают разными маршрутами?

Во всяком случае, правда, именно «Азимут» заказал еще 6 самолетов Airbus A220-300, поставки этих машин должны начаться в следующем году.

Виктор Хладов, директор по международному сотрудничеству “Ростеха”, государственного холдинга, объединяющего 700 компаний, работающих в России в сфере авиационной промышленности, рассказал аккредитованным на выставке журналистам, что якобы не только россияне заинтересованы в самолетах российского производства, но все больше поступает запросов от зарубежных авиакомпаний. Причем они касаются не только покупки самолетов, но и участия в проекте создания узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21.

По его словам, интерес к этому проекту проявляют многие страны, включая Малайзию, Иран, Пакистан и Индию. По его информации, Турция уже подписалась на участие в производстве и хотела бы собирать эту машину. Правда ни один турецкий источник этой информации не подтверждает.

Французская Safran, в свою очередь, уже поставляет комплектующие для российских самолетов и вертолетов. “Ростех” и Safran создали совместную компанию PowerJet и будут совместно производить двигатели SaM146.
Хладов также рассказал, что сотрудничество “Ростех” с французами идет дальше. Safran предложила 70 различных элементов оборудования салона МС-21, а другие западноевропейские компании также являются поставщикам устройств радиосвязи, авионики и противопожарного оборудования. По его утверждению российских авиастроителей пока не особо интересуют зарубежные рынки, поскольку они должны обеспечить поставку машин российским перевозчикам. Экспорт может начаться в конце этого десятилетия.

Серийное производство MC-21 отложено до 2021 года

В то же время Михаил Ганелин, старший аналитик консалтинговой компании “Атон”, не скрывает, что заказы на российские самолеты обусловлены исключительно выгодными условиями финансирования покупки и лизинга самолетов российского производства, а также дополнительными субсидиями для тех перевозчиков, которые не летают через Москву. “Этот кризис очень глубокий, но внутренний рынок практически восстановился”, — говорит Ганелин.

Российские авиакомпании потеряли половину своей выручки в 2020 году. С другой стороны, внутренние перевозки, где не требуются тесты и свидетельства о вакцинации, в период с января по май 2021 года практически вернулся на уровень 2019 года. В остальном результаты у всей российской авиации хуже, и в период с января по июнь 2021 года восстановлено всей 75 процентов авиаперевозок.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM