Правительство Дании объявило новую цель по борьбе с выбросами углекислого газа в атмосферу. К 2030 году все внутренние полеты по Дании должны осуществляться без выбросов СО2. Такой план был объявлен премьер-министром Метте Фредериксен во время новогоднего обращения, которое транслировалось по местному телевидению. Премьер-министр Дании подтвердила, что пока нет регулирующих или реализованных решений о том, как достичь нулевого уровня выбросов в воздушном транспорте. В ее выступлении указывалось, что самая маленькая из северных стран до прорыва 2030 года будет стремиться сократить все производимые выбросы углекислого газа на 70 процентов по сравнению с уровнем 90-х годов ХХ века. В Дании из аэропорта Копенгагена-Каструп выполняются внутренние рейсы в Ольборг, Орхус, Биллунд, Мидтилендс, Сондерборг и Борнхольм.
Реализовать план будет не просто
«Путешествие – это жизнь, и поэтому мы летаем», — сказала Метте Фредериксен, премьер-министр Дании, в первой части своего выступления о цели обезуглероживания воздушного транспорта. «Когда другие страны мира действуют слишком медленно [в усилиях по сокращению выбросов углекислого газа, ред.], Дания должна предпринять шаги и поднять планку, чтобы стать лидером в стремлении к нулевым выбросам», — добавил глава датского правительства.
Вторая женщина в истории Дании, занимающая пост премьер-министра и самый молодой человек, который избран главой правительства, также заявила, что достижение экологически нейтральных внутренних полетов будет трудным, но исследователи и компании из авиационной отрасли, а также авиакомпании, поставщики топлива, производители двигателей работают над необходимыми решениями.
Airbus планирует водородные двигатели
Европейский производитель самолетов Airbus объявил о своем плане по разработке самолетов с водородным двигателем, которые могут быть сертифицированы Агентством по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) к 2035 году. Если водород будет сертифицирован и признан подходящим для использования в качестве возобновляемого топлива для двигателей самолетов, это может быть путь, по которому пойдет Дания для достижения цели своего правительства. Однако пока неизвестно, когда технология будет готова к внедрению и будет ли она достаточно прибыльной для повседневного использования.
SAS уже предприняла шаги
«Мы работаем над уменьшением веса палубы, пересматриваем все бортовые расходные материалы, но самая большая инвестиция – это современные и более энергоэффективные самолеты. В 2019 году SAS и Airbus подписали декларацию о намерениях в отношении исследований и разработок электрических самолетов», — сообщает SAS.
«Впервые в истории авиакомпания и производитель самолетов приступили к реализации проекта по внедрению крупномасштабного коммерческого использования электрического самолета. Сотрудничество с Preem и AirBP даст нам доступ к большему количеству биотоплива, выбросы которого содержат на 80 процентов меньше загрязняющих веществ CO2, чем ископаемое топливо». Представитель SAS добавил, что долгосрочная цель – экологически чистые авиаперелеты.
Идея эко-авиации становится все более популярной
Другая скандинавская страна, Швеция, недавно объявила о плане, аналогичном плану Дании, по обеспечению экологичности внутренних рейсов. К 2045 году Стокгольм надеется сделать международные рейсы полностью экологически безопасными. В 2021 году был объявлен план повышения аэропортовых сборов за посадку и взлет самолетов в шведских аэропортах с высоким уровнем загрязнения, создаваемым ими.
Франция планирует запретить внутренние рейсы по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за два с половиной часа. Будет невозможно летать из города в город (P2P – точка-точка) рейсами, и этот рейс смогут использовать пассажиры, путешествующие транзитом. Принятые меры вынудят перевозчиков отменить авиасообщение между Парижем и, например, Лионом, Бордо и Нантом.
Андрей Бочкарев