Как авиационная отрасль выйдет из нынешнего кризиса? Прогноз экспертов нашего портала

За всю свою более чем столетнюю историю авиация время от времени сталкивалась с кризисами. Все они были успешно и довольно быстро преодолены. Есть ли надежда, что также будет после того, как исчезнет угроза коронавируса? Представляем читателям анализ, прогнозы и выводы экспертов нашего портала.
Авиационный рынок пережил предыдущие турбулентности после мирового финансового кризиса всего несколько лет назад. Наиболее остро на Старом Континенте в самый сложный 2009 год их они отразились на скандинавской авиакомпании SAS, которая потеряла 17,5 процента клиентов по сравнению с предыдущими двенадцатью месяцами, когда обслужила 12,5 млн пассажиров. У Austrian Airlines и LOT потери также измерялись в двузначных цифрах. У польского перевозчика сокращение пассажиропотока упало на 14,4 процента в первой половине 2009 года, в то время как у австрийцев  на 13,9 процента. Напротив, Turkish Airlines в кризисный год увеличила пассажиропоток на 14,8 процента. Кризиз тогда не пережили, среди прочего Silverjet, Eos, Frontier, Skybus, Zoom. Восстановление и постепенный рост спроса на услуги оставшихся на рынке авиакомпаний произошли в следующем году.

Ранее, в течение нескольких лет, отрасль сильно пострадала от террористических атак на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года, а также от Второй войны в Персидском заливе и вспышки атипичной пневмонии. Шесть лет спустя все авиакомпании вышли из кризиса получили более 5 миллиардов долларов прибыли. Замедление числа пассажиров также было отмечено во время финансового кризиса в Азии в конце 1990-х годов. В начале 90-х годов также произошло резкое сокращение авиаперевозок, когда разразился первый конфликт в Персидском заливе. Через три года отрасль восстановилась и снова начала расти.

Boeing рассчитывает на значительное увеличение воздушного движения

«Воздушные перевозки останутся динамичным рынком, в соответствии с тенденцией последних десятилетий», — утверждал Boeing два года назад. Чикагский авиагигант ожидал высокого спроса на услуги в течение следующих двадцати лет из-за сильного экономического подъема, растущего среднего класса, увеличения потребительских расходов на услуги и развития бизнес-моделей авиакомпаний, приносящих большую ценность для пассажиров и сулящих долгосрочные перспективы.

Поставки пассажирских и грузовых самолетов составляют 43 процента рыночной стоимости авиационной отрасли. Пассажирский сектор все еще фрагментирован, и рынок грузовых авиаперевозок получает выгоду от мировой торговли. За последние девять лет авиационная отрасль стабильно росла с темпами выше средних (хотя объем грузоперевозок падал из-за торговой войны США и Китая). Операционная эффективность повысилась, и авиакомпании достигали превосходных финансовых результатов, получая не менее 30 миллиардов чистой прибыли в год в течение последних нескольких лет.

Предполагается, что рынок авиаперевозок в ближайшие 20 лет увеличится в 2,5 раза, а к 2038 году мировой парк коммерческих реактивных самолетов вырастет на 56 процента. Спрос заставит заменить более трех четвертей существующего парка или почти 19 000 коммерческих машин в течение следующих 20 лет.

Китай обгонит Северную Америку

Самый высокий уровень пассажиропотока по-прежнему остается в Северной Америке, в частности, в Соединенных Штатах, но это изменится уже в 2028 году, когда на лидерские позиции взойдут региональные рейсы внутри Китая. По оценкам, воздушное движение в Поднебесной, измеряемое количеством пассажиро-километров (RPK), достигнет уровня 1740 миллиардов, а в следующие десять лет будет увеличиваться на 4,3 процента в год до уровня 2648 млрд.

В то же время региональный североамериканский трафик в 2028 году достигнет уровня 1,693 млрд, а через еще десять лет — 2,523 млрд RPK, что будет означать увеличение на 3,3 процента ежегодно. Полеты на Старом континенте в 2038 году составят 1998 миллиардов RPK, ежегодно увеличиваясь на 3,1 процента. Ранее это значение будет еще выше на 1,0 пункт, поскольку с уровня 983 млрд RPK увеличится до 1475 млрд в 2028 году, затем темпы роста несколько снизятся.

Среди межконтинентальных сообщений наибольший трафик останется между Европой и Северной Америкой. Ожидается, что в 2038 году он составит 1019 миллиардов RPK, с увеличением на 3,1 процента. по сравнению с 2028 годом, когда трафик через Атлантику будет генерировать 789 миллиардов RPK. Два года назад эта цифра составляла 579 миллиардов.

Наибольшее увеличение будет заметно на рейсах в южной Азии. В 2018 году в этом регионе RPK составлял 131 млрд. Через десять лет он увеличится до 295 млрд RPK, что показывает 8,5 процента ежегодного роста. Еще через десять лет RPK в этой области достигнет 574 млрд.
Самый слабый рост RPK прогнозируется на маршрутах из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. С 178 миллиардов в 2018 году через десять лет он вырастет до 204 миллиарда (ежегодный рост — чуть более 1 проц.). В следующее десятилетие 2028-2038 г.г.  с увеличением на 1,0 процента ежегодно трафик достигнет 226 млрд RPK, что означает понижение рейтинг самых популярных направлений с девятой позиции на 27-е место.

IATA также видит потенциал Азии

За год до Boeing Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) также представила очень оптимистичные долгосрочные прогнозы для авиационной отрасли. До 2037 количество обслуживаемых авиацией пассажиров может удвоиться и достичь 8,2 миллиарда. В ближайшие десятилетия, как и в случае прогнозов аналитиков Boeing, наибольший рост рынка произойдет в Азии

Прогноз IATA показывает, что в течение следующих двух десятилетий годовой темп роста составит 3,5 процента. «Авиационная отрасль растет, принося огромные выгоды. Удвоение количества авиапассажиров в течение следующих 20 лет может создать 100 миллионов рабочих мест», — отметил Александр де Жюняк, генеральный директор IATA.

Наибольший рост трафика прогнозируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В течение следующих 20 лет с этих рынков прибудут более половины будущих пассажиров. Китай займет место США по размеру мирового авиационного рынка в 2025 году. Индия займет третье место, опередив Великобританию. К 2030 году Индонезия переместится с десятой позиции на четвертую, а Италия отстанет от Таиланда.

Дополнительные 2,35 миллиарда пассажиров появятся на маршрутах, ведущих через Азию и Тихий океан к 2037 году. Их число достигнет 3,9 миллиарда, что укрепит позиции региона как мирового лидера. Северная Америка станет вторым в отрасли мировым рынком. Количество пассажиров увеличится там на 527 миллионов. Сильный рост все еще ожидается на Ближнем Востоке. Общий объем рынка составит 501 миллион пассажиров. Африка получит 199 миллионов новых пассажиров. Всего на Черном Континенте ежегодно будут пользоваться услугами гражданской авиации 334 миллиона человек.

Коронавирус самая опасная пандемия?

Нынешняя пандемия может оказаться самой опасной из всех. ИАТА уже объявила, что авиакомпании потеряют в этом году 113 миллиардов долларов доходов, но цифры могут быть намного выше. «Мы не ожидали закрытия рынков. Это делает ситуацию хуже, чем мы думали. Это не только последствия распространения коронавируса, но, что более важно, закрытие границ и снижение спроса на авиаперевозки. В некоторых странах спрос на полеты упал почти до нуля», — сказал Брайан Пирс, главный экономист IATA на пресс-конференции.

Больше всего пострадают три крупнейших авиационных рынка в мире: Китай, США и Индия. Прогнозы роста на ближайшие годы на 4 процента и 4,7 миллиарда долларов прибыли должны быть пересмотрены. «В худшем случае мы ожидаем 60 процентов падение глобального трафика», — предупреждает Пирс. Европа, в свою очередь, больше всего почувствовала кризис, когда приостановила полеты в Италию, которая оказалась более важным рынком для них, чем Китай. Крах туризма вызвал резкое снижение бронирований авиабилетов и классический эффект домино. Пострадали все перевозчики, предлагающие рейсы на Апеннинский полуостров.

Европа оправится быстрее всех

Коронавирус вызвал эффект армагеддона, и это глобальная проблема, а масштабы потерь одинаково огромны. Европейский парламент обсуждает решения об оказании финансовой помощи пострадавшим авиакомпаниям перед лицом угрозы их захвата китайским бизнесом, который уже получил государственную помощь и самый простой путь для него оправиться от кризиса — скупить европейских перевозчиков, получающих большую прибыль с одного пассажира. На европарламентариев, в связи сэ тим,  оказывается огромное давление, но как кажется, они тоже заинтересованы в том, чтобы как можно скорее выйти из этой сложной ситуации.

«Долгосрочные прогнозы необходимо пересмотреть, потому что ситуация крайне серьезная. Восстановление доверия займет много времени. На мой взгляд, у Европы есть шанс вернуться после кризиса быстрее. Перевозчики из Азии и Северной Америки будут испытывать огромные проблемы. Европа может не иметь таких возможностей, потому что это насыщенный рынок, но более надежный. Помощь должна быть для всех. Коронавирус не может обнулить рынок авиаперевозок», — уверяют аналитики Cofrance Sarl.

Не дожидаясь решения из Брюсселя, SAS временно уволила около 10 000 сотрудников. Другой норвежский перевозчик Nordic сократил бортовые экипажи более чем на 7300 человек. Первой жертвой кризиса стала британская авиакомпания Flybe, услугами которой пользовались восемь миллионов пассажиров в год.

Мир станет другим после выхода из из кризиса

Атмосфера паники еще более углубилась в результате анализа Азиатско-Тихоокеанского авиационного центра (CAPA), который объявил о банкротстве большинства авиакомпаний до конца мая. Чтобы избежать катастрофы, необходимы скоординированные усилия правительства и промышленности. CAPA считает, что на горизонте еще не видно улучшений.

Денежные запасы быстро исчерпываются, самолеты заземлены, а пассажиры на некоторых рейсах занимают менее половины мест. Каждый раз, когда выходит новая правительственная рекомендация, она говорит только одно, что летать не рекомендуется. Спрос сокращается так, как никогда раньше. Существует опасение, что после восстановления обанкротившейся системы авиакомпаний будет преобладать аналогичный личный интерес страны.

Выход из кризиса будет похож на выход на жестокое поле битвы и полный жертв, как подчеркивается в анализе CAPA. В то же время, однако,  стоит напомнить о соглашении 1944 года, когда мир все еще был озабочен суматохой войны и, тем не менее, в этот критический момент сумел создать многосторонние рамки сотрудничества в области авиации. «Мир станет другим местом, когда мы выйдем из кризиса», — утверждает CAPA, призывая к диалогу, координации правительств и объединению всех игроков авиационной отрасли.

Во многих странах и на внутренних рейсах существует сравнительно небольшая группа людей, которые продолжают летать, пользуясь услугами деловой авиации. Сегодня это почти 75 процентов всех рейсов. Эта престижная и самая дорогая форма сообщений по-прежнему в основном используется концернами, местными предприятиями и предпринимателями. Однако компании предоставляющие такие услуги также страдают от кризиса и нестабильности связанной с закрытием воздушного пространства в результате угрозы, вызванной распространением коронавируса. Тем не менее, в большинстве случаев их услуги оказываются более гибкими и быстрее адаптируются к сложившимся обстоятельствам.

Андрей Бочкарев

P.S. Компания Cofrance Sarl является крупнейшим оператором деловой и частной авиации в Европе, к тому же у нее имеется русскоязычный персонал. Обладатель многих престижных наград в области бизнес-авиации в этот трудный период готова прийти на помощь тем, кто пострадал из-за отмены рейсов регулярной авиации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.