Чрезвычайные меры предосторожности в аэропортах и на самолетах. В таких условиях мы будем путешествовать этим летом, а также, вероятно, этой осенью и этой зимой, поскольку безопасность остается главным приоритетом в авиаперевозках.
Кризис, вызванный пандемией Covid-19, который затронул отрасль, является самым глубоким в послевоенной истории авиации. Никогда еще не было так много ограничений, связанных с полетами, которые еще будут отражаться на рынке и в настроениях потребителей в течение многих следующих месяцев. Авиакомпании и аэропорты понесли больше потерь, чем любая другая сфера экономики.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивает потери дохода своих 290 членов в 314 миллиардов долларов, а убытки – почти в 100 миллиардов долларов. Международный совет аэропортов (ACI) оценил последствия кризиса в 56 миллиардов долларов убытков, поскольку аэропорты превратились в гигантские стоянки для самолетов.
Авиастроители также несут убытки – авиакомпании не заказывают самолеты и переносят даты их получения на более поздний срок, лизинговые компании их не покупают, потому что ни одна авиакомпания сегодня не намерена увеличивать парк. Агентства по управлению воздушным движением не получают доходов, потому что в настоящее время выполняется не так много рейсов. Наземные службы остаются без работы – им некого обслуживать.
Самые оптимистичные прогнозы говорят о возвращении и увеличении спроса на авиаперевозки только в конце следующего года, но те же оптимисты не скрывают, что последствия нынешнего кризиса будут ощущаться в течение следующих пяти лет.
На данный момент шансом для авиакомпаний и аэропортов сократить потери являются репатриационные и грузовые рейсы. Но если самолеты осуществляют гуманитарную помощь, они обычно получают огромные скидки от аэропортов, и круг потерь замыкается. Поэтому и аэропорты, и авиакомпании хотят вернуться к нормальным рейсам как можно скорее. Безопасным рейсам. Поэтому все новые виды деятельности, которые сейчас связаны с авиацией, связаны с безопасностью всех операций.
Начнем с того, что, вероятно, мы можем надолго забыть о провожающих и встречающих в здании терминала. Входить сможет только человек с распечатанным или загруженным из сети билетом или посадочным талоном. Также будут впускаться те, кто намерен купить билет во внутренней кассе авиакомпании.
Каждый пассажир должен входить в терминал через обозначенную зону и держаться на расстоянии не менее 1,5 метров от следующего пассажира. Исключения делается для семей, их члены могут держаться вместе. Поддержание дистанции и перед терминалом, и в его помещениях облегчается наклейками на полу, напоминающими всем об этом правиле. Войти в терминал можно только в маске, закрывающей нос и рот. Во многих аэропортах на входе устанавливаются автоматы по продаже масок. Средняя цена в Европе – около 1 евро. В автоматах также можно будет купить дезинфицирующую жидкость в упаковке емкостью до 100 миллилитров, которую также можно брать на борт самолета.
Маску пассажиры должны носить на протяжении всего путешествия, снимать ее или опускать разрешается только для приема пищи или напитков. В принципе, маску нужно менять ее каждые четыре часа. Некоторые авиакомпании, например, Аэрофлот, требуют, чтобы пассажиры меняли ее каждые три часа. При входе в здание аэропорта проверяется температура тела, если она не превышает 38 градусов по Цельсию, пассажир допускается внутрь.
Переход к пункту регистрации теперь будет похож на экскурсию дошкольников, которые держатся за ленту, чтобы не потеряться. К контрольно-пропускным пунктам теперь ведут две полосы, очерчивающие коридор. Пассажир сам должен сканировать код на посадочной карточке или на смартфоне. А количество позиций рассчитано так, что в очереди было не более трех-четырех человек – конечно, на безопасном расстоянии друг от друга. Сотрудники службы безопасности работают в перчатках (то есть, как до пандемии) и в масках. Пассажир должен знать о том, что сегодня проверка безопасности может занять больше времени, потому что служащие предпочитают несколько раз пропускать пассажиров через рамку, вместо того, чтобы проводить ручной осмотр. Поэтому пассажиру следует подумать, как одеться перед рейсом, избегая обуви с толстой подошвой и длинным голенищем, блузок с заклепками, ремешков и часов, которые нужно снимать перед проверкой.
Большинство магазинов беспошлинной торговли в аэропортах уже открыты. Однако в некоторых странах действуют только внутренние рейсы, поэтому предложение ограничено. Открываются рестораны и другие торговые точки. Конечно, прежде чем войти в любой пункт обслуживания, необходимо продезинфицировать руки и надеть перчатки. За соблюдением этих правил следят сотрудники. Диспенсеры с дезинфицирующей жидкостью доступны по всему пути, который проходит пассажир от входа в терминал до гейтов.
На всех выходах на посадку в самолетах, где требуется безопасное расстояние, о чем опять-таки напоминают наклейки на полу и столбах, пассажиры сами сканируют посадочные талоны. Мы входим туда группами, в зависимости от номера зоны, в которой находится наш стул. Номер зоны напечатан на посадочном талоне, и наземный персонал сообщит вам, пассажиры какой зона могут уже подниматься на борт самолета.
Первыми поднимаются пассажиры, чьи места находятся в последних рядах, в то время как последними занимают места пассажиры в передней части самолета. Больше нет очереди из людей, имеющих право на приоритет при посадке, например, тех, кто имеет самый высокий статус в программе лояльности. Люди с ограниченными возможностями по-прежнему обслуживаются в первую очередь. Каждый пассажир почти везде теперь имеет право взять с собой только одно место ручной клади весом до 10 кг, а не две – например, сумку и ручную кладь, как это было до пандемии.
В самолетах с тремя людьми подряд пассажир имеет свободное место рядом с ними. В тех, кто имеет два места – никто не будет сидеть в кресле рядом с нами. Еще до взлета самолета пассажиров получая влажную салфетку с дезинфицирующей жидкостью.
На борту почти всех самолетов больше не будет продаж, и неизвестно, когда они появятся. Больше не будут подавать кофе или чай. На самолетах некоторых авиакомпании максимум на что можно рассчитывать – на полулитровую бутылку воды и упакованную булочку.
Путь, который должен пройти пассажир после приземления, теперь увеличится. Проход через терминал и в зону получения багажа будет отмечаться таким образом, чтобы прибывающие (которым будет измеряться температуру после приземления) не имели контакта с теми, кто улетает.
В зоне получения багажа стикеры на полу снова напомнят нам о необходимости соблюдать безопасное расстояние, наклейки на стенах – об обязательстве носить маски, а контейнеры с дезинфицирующим средством будут побуждать с воспользоваться возможностью дезинфекции рук. Если вы путешествуете без багажа, стоит покинуть терминал как можно скорее. Встречающие могут ожидать только снаружи здания.
Как долго мы будем летать в таких условиях? Это никому не известно. Конечно, некоторые ограничения будут оставаться дольше, чем мы думаем сегодня, а может быть и навсегда.
Такое сложное положение авиационной отрасли сегодня можно рассматривать с другой точки зрения, чем мы уже описывали. Covid-19 стимулирует технический прогресс как в аэропортах, так и на самолетах. После пандемии автоматизация в аэропортах будет внедрятся быстрее и станет более эффективной, начало чему, например, в форме автоматического паспортного контроля, было положено еще до пандемии. Устройства для дистанционного измерения температуры позволят обнаружить не только инфицированных коронавирусом, но и тех, кто страдает другими заболеваниями, и ускорить их лечение.
Сегодня пассажиры более ответственны и осведомлены об угрозах. Они также должны быть более самостоятельными. Уже сегодня чаще, чем до эпидемии, они сами проходят регистрацию и регистрируем багаж. И здесь машины будут беспристрастными, если чемодан превысит лимит веса. Рассчитывать на то, что с машиной удастся договориться уже не приходится.
При планировании поездки необходимо учитывать, что из-за тебования соблюдать безопасное расстояние проверки могут занять больше времени. Поэтому стоит прибыть в аэропорт раньше, чем до пандемии Covid-19.
Вернемся ли мы к массовым полетам? Безусловно. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, в этом году количество пассажиров, которые проходят через европейские аэропорты, составит около 56-70 процентов от прошлогоднего уровня. Это уже дает надежду.
Все вышесказанное относится не ко всем аэропортам и авиакомпаниям, например, вес ручной клади может существенно различаться. Где-то пока ее вообще нельзя брать на борт. К сожалению даже в рамках Европейского союза не выработаны общие правила. Но наши эксперты, проанализировав сотни руководящих документов различных аэропортов вывели несколько принципов, которых придерживаются почти все перевозчики и обслуживающие их аэропорты:
1. Обязательное ношение маски с момента входа в аэропорт, при нахождении в залах ожидания, в течение всего полета, по прибытию и до выхода из аэропорта назначения;
2. Измерение температуры после входа в здание аэропорта и по прибытии рейса;
3. Соблюдение дистанции в 1,5 метра от сотрудников и пассажиров во время их пребывания в терминале;
4. Увеличенное время ожидания для регистрации, чем до пандемии: билет и багаж, проверка безопасности, посадка;
5. Необходимость заполнения карты о месте пребывания. Данные используются, если выясняется, что на борту находился зараженный пассажир Covid-19;
6. Ограниченный доступ к пунктам обслуживания аэропорта;
7. Более скромный сервис на борту самолета;
8. Ручная кладь ограничивается 1 предметом.
Материал создан в сотрудничестве с Международным советом аэропортов (ACI).
Андрей Бочкарев