Как феникс из пепла – появился новый Як-40

На страницах нашего портала уже рассматривали возможность создания в России бизнес-джета среднего класса на базе удачной конструкции Як-40. Как оказалось, она действительно переживает второе рождение.
Представители Сибирского научно-исследовательского авиационного института (ФГУП СибНИА) им. Чаплыгина из Новосибирска (входит в состав Институт НИЦ ФГБУ им. Н.Е.Жуковского) сообщили о новой версии летающей лаборатории на базе пассажирского самолета Як-40. Машина оснащена совершенно новыми композитными крыльями и двигателями Honeywell TFE731-5BR (смонтированы вместо ранее использовавшегося TFE731-3). Самолет вылетел 4 декабря из аэропорта Елковского завода. Экипажем командовал Игорь Мосейкин, руководитель авиационного сертификационного центра СибНИА.

Работы по созданию летающей лаборатории на базе пассажирского самолета Як-40 – STR40-DT начались в СибНИА в 2012 году. Финансирование осуществляется Министерством промышленности и торговли. Самолет отличается от оригинала, в том числе использованием двух двигателей вместо трех и крыльями из композитных материалов. В первом варианте – Як-40MS (№ 87216, серийный № 9510440), выпущенном в ноябре 2016 года, они были только частично композитными. Недавно испытанная версия обладает полностью композитной консолью крыла с сильно измененной геометрией, например, добавлены винглеты. В конечном итоге, конструкция планера должна стать полностью композитной. От оригинала останется только несколько модифицированное шасси.

Благодаря новым двигателям и более легкой конструкции, новый самолет получит гораздо большую дальность полета, чем Як-40 (по оценкам, она будет составлять 5000 км вместо нынешних 3000 км), и будет намного быстрее (до 700 км/ч вместо 510 км/ч). Самолет также должен быть дешевым в эксплуатации (1 час полета – 250 долларов США) и обладать низкой стоимостью в пределах 6-6,5 миллиона долларов США. Создатели модернизированного самолета рассчитывают на запуск его серийного производства, хотя пока не ясно, какая российская компания позаботится об этом. Пока в модернизации самолета СибНИА сотрудничает с минским заводом гражданской авиации № 407.

Пока неизвестно какую цель ставят создатели – будет ли это региональный пассажирский самолет и/или деловой. Настораживает то, что проект полностью финансируется из бюджета, это говорит о том, что либо авиакомпании не верят в него, либо что он – чисто теоретические изыскания, с нулевым экономическим эффектом за счет налогоплательщика.

Андрей Бочкарев