Как определяются маршруты частных рейсов?

Когда вы думаете об авиаперелете, вы, скорей всего, больше заботитесь о том, чтобы добраться до пункта назначения, нежели о том, как именно туда добраться.

В конце концов, не вам управлять самолетом, так кого волнует, по какому маршруту вы следуете, верно?

 

Вот для чего нужен пилот!

 

Но подумайте: почему некоторые рейсы выходят за границы вашего пункта назначения, разворачиваясь на 180 градусов, чтобы вернуться в аэропорт, над которым вы только что пролетели? Или почему самолет берет курс на север, когда ваш пункт назначения находится на юге? Или, может быть, почему вы летите в направлении, которое кажется длиннее, а не просто по кратчайшему маршруту?

 

Хотите – верьте, хотите – нет, но в определение маршрута входит очень много работы, и то, что вы видите, это только верхушка айсберга. Итак, продолжайте читать, чтобы понять, как пилоты определяют маршрут курсирования частного самолета.

 

Простой ответ о маршрутах полета

Когда дело доходит до заполнения плана полета, пилот (или капитан) составляет маршрут. Он основывается на наиболее эффективном методе полета. В частности, это сочетание:

– кратчайшего времени полета;

– мест с наилучшими погодными условиями;

– прохождения в воздушном пространстве без ограничений.

 

Как только общая схема полета разработана, она передается в управление воздушным движением. Диспетчеры проверят документацию и, при необходимости, внесут изменения, чтобы поддержать здоровый воздушный трафик.

 

Полет из одного места в другое

Лайнеры (как коммерческие, так и частные самолеты) не летают, как вздумается пилотам. Вам может показаться, что если в воздухе нет физических дорог или светофоров, то воздушные судна свободно и беспрепятственно движутся в небе. Но это, конечно, не так.

 

Когда речь заходит об авиаперелетах, географические координаты – это то, благодаря чему создаются маршруты полетов. Координаты представляют собой пятибуквенные комбинации латинских согласных и гласных, которые составлены так, чтобы их можно было прочитать и запомнить. Эти точки могут быть случайными или быть привязанными к крупному городу поблизости.

 

При формировании маршрута полета путь будет идти от одной из этих точек к следующей.

 

Но как частные самолеты летают, не сталкиваясь?

 

Система, разработанная авиадиспетчерами, позволяет самолетам летать на разных высотах, называемых уровнями или эшелонами полета, в зависимости от направления.

 

  1. Например, те самолеты, которые летят на запад, будут использовать четные уровни полета, например, FL300, 320 и 340.

 

  1. С другой стороны, эти рейсы, но идущие в восточном направлении, будут выполняться на нечетных уровнях полета, таких как FL310, 330 и 350.

 

Два важнейших фактора маршрутизации полетов

При определении маршрутов полета необходимо учесть несколько важных факторов. Это:

– расчет топлива;

– соблюдение требований управления воздушным движением.

 

Авиадиспетчеры усердно следят за движением в небе. Они видят, что происходит и кто проходит в воздушном пространстве, они трудятся, чтобы обеспечить бесперебойную работу и избежать столкновений (благодаря заранее определенным воздушным трассам, вычисляемым в контролируемом воздушном пространстве).

 

Поскольку топливо – это то, что необходимо для доставки пассажиров частным самолетом из пункта А в пункт Б, то вполне естественно, что вы будете обеспокоены доступным и используемым количеством топлива.

 

Если топливо имеет такое большое значение, какие факторы влияют на выбор маршрута полета, даже в случае, если речь идет о топливе?

Прочие факторы: ветры

Ветер – невероятно важная характеристика, которую следует учитывать при создании маршрутов полета. Как и все внешние факторы, сила ветра является одним из важнейших аспектов.

 

Например, бегуны по пересеченной местности знают, что смогут показать наилучшие результаты, когда бегут с попутным ветром, а не против него. И защитники НФЛ, и подающие знают, что движение мяча против ветра потребует больше сил, чем если бы мячу сопутствовало попутное направление ветра.

 

Все это верно и для полетов на частном самолете. Путешествуя на большие расстояния против ветра, вы обнаружите, что необходимое время в пути будет больше, чем если бы вы летели по тому же маршруту, но с попутными ветрами. Кроме того, путешествие против ветра требует больше энергии и больше топлива.

 

Прочие факторы: вес

Хотя это может быть не столь значительным фактором, как для более крупных или коммерческих лайнеров, масса на борту частного самолета может косвенно влиять на эффективность его полета. Пилоты принимают во внимание следующие аспекты:

– вес самого джета;

– вес топлива;

– вес пассажиров (при полной загрузке или нет);

– вес багажа или груза.

 

Хотя тяжелый вес не повлияет на летную способность частного самолета, он может сделать полет менее эффективным. Другими словами, количество топлива, необходимое для полета на 3200 км, частный самолет может нести на 2400 км, если весовая нагрузка находится на полной мощности.

 

Прочие факторы: погодные условия

Так же, как ветер и вес могут влиять на маршруты полетов, так же влияние оказывает и погода. Пилот (или капитан) может лететь и в плохих погодных условиях, если это необходимо, чтобы избежать турбулентности и помнить о максимальной безопасности самолета, экипажа и пассажиров. Погода тщательно отслеживается, поэтому при необходимости могут происходить изменения в схемах полета, причем корректировки могут вноситься даже в момент непосредственного полета.

 

Создание схемы полета – или ее изменение – из-за погоды означает, что вы можете пролететь большие расстояния в попытке избежать плохих погодных условий. Либо маршрут рейса может быть сохранен, но частному самолету придется изменить (повысить или понизить) эшелон полета.

Часто задаваемые вопросы

– Как создаются общие схемы полетов?

Простой ответ заключается в том, что схемы полетов создаются для кратчайшего времени перелета, выбора лучшей погоды и использования воздушного пространства без ограничений, но все, конечно, сложней, чем можно описать в рамках одной статьи.

 

– Как частные самолеты избегают столкновений в воздухе?

Система, созданная авиадиспетчерами, позволяет самолетам летать на разных высотах на основе координат географического положения, состоящих из пятибуквенных комбинаций латинских согласных и гласных.

 

– Какие факторы необходимо учитывать при разработке маршрутов полета?

Расчет топлива и соблюдение требований управления воздушным движением являются наиболее важными аспектами. Тем не менее, также необходимо учитывать направление ветра, вес самолета и вес на борту, а также погодные условия.

 

Заключение

Наши проезжие части и дорожные магистрали на земле запутанно спроектированы для бесперебойной работы. И, хотя несчастные случаи могут случаться, они редко являются результатом плохих дорожных развязок. Почему? Потому что при их создании пользовались продуманными, просчитанными и проверенными схемами.

 

То же самое происходит для маршрутов полета. То, что вы не можете видеть дороги в небе, не означает, что их вовсе не существует.

 

Полет частного самолета по воздушным трассам может гарантировать максимально безопасный рейс, конечно, если пилоты примут во внимание особые моменты.

 

Шошина Ольга

Деловая авиация AVIAV TM