AT-802 на тушении лесных пожаров в Швеции

Как португальские самолеты AT-802A справились с лесными пожарами в Швеции

Лето 2018 года хорошо запомнится в Европе небывалой жарой, которая привела к засухе и пожарам даже в тех местах, где никто не ожидал: в Швеции! Многих удивили шведские пожары, но по словам старожилов в этом нет ничего нового, поскольку страна уже пережила аналогичную катастрофу, когда огонь во Вестманланде уничтожил 15 тыс. га леса и был причиной смерти по крайней мере одного человека.

AT-802 на тушении лесных пожаров в Швеции
AT-802 на тушении лесных пожаров в Швеции


Самый большой пожар за 40 лет застал Швецию не полностью подготовленной борьбе с этим стихийным бедствием, особенно если вести речь о возможностях организации и проведения крупных воздушных пожарных операций. К счастью, в 2014 году Италия и Франция представили доступ Швеции к своим пожарным самолетам в рамках Европейского механизма гражданской обороны.

Можно было бы ожидать, что шведы уже когда-то получившие урок, а также доступ к самолетам, будут хорошо подготовленными к борьбе с пожарами. К сожалению, все оказалось не так. В этом году шведская нация столкнулась с самым жарким июлем за последние 250 лет, что привело к волне возгораний в начале июля. По состоянию на 20 июля имелось очагов 25 лесных пожаров, а на следующий день их было уже 70, из которых 15 развивались неконтролируемым образом. Самый крупный пожар разразился в Фогельджё-Лиллосен в районе Ямтланд и охватил более 2,5 тыс. га.

В рамках Европейского механизма гражданской обороны Швеция получила помощь из Италии, Франции, Германии, Дании, Литвы и Португалии. Для тушения пожаров было отправлено в т.ч. 5 самолетов, 6 вертолетов, 67 наземных транспортных средств.

Португалия по-прежнему зализывает раны полученные в прошлом году, и вызванные пожарами, в результате которых погибли 115 человек. Неудивительно, что Лиссабон был одной из первых столиц, которые ответили на призыв о помощи из Швеции. Национальное бюро гражданской защиты (ANPC) Португалии направило два пожарных самолета AT-802A Fire Boss с регистрационными знаками EC-MML (серийный №802A-0649) и EC-MRA (№802A-0690). Для пилотирования были назначены очень опытные авиации: Хосе Галиано, Хосе Луис Домингес, Эдер Навасаррада и Витор Араужо.

25 июля в Эребру, расположенный примерно в 160 км к западу от шведской столицы, после пяти промежуточных посадок прибыли самолеты. Благодаря материально-технической поддержке Шведского агентства гражданской обороны (MSB), португальские самолеты начали свою работу уже 26 июля и активно участвовали в борьбе с пожарами до 30 июля. AT-802A Fire Boss заправлялся водой главным образом из близлежащего озера Нора, а также из нескольких других резервуаров, доступных в окрестностях Эребру.

Благодаря 100-процентной оперативной готовности, португальские AT-802A налетали в общей сложности 46 ч 30 мин в течение трех дней работы (26, 27 и 30 июля), из которых 27 ч составило непосредственное время пожаротушения. Ими было совершено 356 сбросов воды, общий объем которой составил 1 068 млн литров.

Турне португальцев в Швецию завершилось 1 августа, когда пара AT-802A покинула Эребру и незамедлительно вернулась домой, чтобы присоединиться к пожарным операциям на Иберийском полуострове. За это время ситуация в Швеции уже находилась под контролем, в том числе благодаря дождям, которые помогли погасить большинство пожаров. Тем не менее международная исследовательская группа World Weather Attribution прогнозирует, что из-за изменения климата подобные бедствия будут поражать южную Скандинавию в среднем один раз в 10 лет.

Андрей Бочкарев