Какие новинки бизнес-авиации могут нас ожидать в ближайшие годы?

Нынешняя эдиция авиасалона NBAA-EBACE 2017 в Лас-Вегасе вызвала много вопросов о состоянии индустрии бизнес-джетов на ближайшее время. Судя по всему, после периода падения, когда практически прекратились анонсы новинок, производство самолетов для бизнес-авиации вступило в горькую фазу стабильного застоя. По данным Gama (международная организация производителей воздушных судов общего назначения), производство бизнес-джетов составляет 650-700 единиц в год, после незначительного роста, следующего за падением в 2008 с уровня 1120 единиц.

nbaa12 mr 1502 web - Какие новинки бизнес-авиации могут нас ожидать в ближайшие годы?

Авиасалон деловой авиации в Лас-Вегасе

Тем не менее основные производители показывают меньшую активность, разработав менее десятка новых моделей с перспективой их выпуска в ближайшие четыре года в случае активизации рынка. Такие проекты имеются, в том числе, у Pilatus и китайской компании Caiga – нынешнего владельца Cirrus.

В то же время на рынке двигателей развивается особая интрига. Одним из примеров являются новинки от Pratt & Whitney Canada, анонсированные накануне NBAA. В течение нескольких последних лет P&WC разогревал интерес к разрабатываемому им турбовинтовому двигателю мощностью в 2000 л.с. На авиасалоне NBAA о нем была представлена более широкая информация и продемонстрированы некоторые компоненты. Темпы разработки позволяют предложить, что двигатель в течение нескольких лет будет готов к производству. Вопрос состоит только в том, что пока нет платформы для его применения – иными словами подходящий планер самолета. Единственное, на что может рассчитывать производитель – ремоторизацию существующих моделей.

В свою очередь концерн Textron Aviation выбрал турбовинтовой двигатель GE Aviation для своего Cessna Denali. Этот одномоторный самолет претендует конкурировать с Pilatus PC-12NC и семейством TBM от Daher. Если новый двигатель P&WC окажется подходящим вариантом для Pilatus, то это может стать его ответом на Cessna Denali.

Некоторые представления и предположения о перспективах отрасли на ближайшие 10 лет можно прочитать в докладе, подготовленном организацией JetCraft незадолго до нынешнего NBAA. Данные доклада отражают мнение экспертов на активность главных игроков рынка. Например, отмечается, что в данный момент у Gulfstream нет ответа на Bombardier Global 7000, который должен предстать на рынке с более просторным салоном и увеличенной дальностью полета. Таким образом следует ожидать появления Gulfstream “G750” к 2020 году, который может быть удлиненной версией G600 выходящей в свет в 2019.

Как представитель производителей бизнес-джетов с увеличенной дальностью полета, Dassault также может войти на рынок просторных самолетов. Поэтому JetCraft предполагает появление такого Falcon “9X” году 2023, хотя имеются слухи, что новый самолет от Dassault будет иметь небольшой салон.

В других сегментах также немало слухов и умозрительных  предположений. Gulfstream прекратил производство G450 в пользу более совершенной и эффективной модели G500, которая выходит на рынок в конце этого года. В докладе отмечается остающийся в линейке Gulfstream пробел между super midsize G280 и G500. Поэтому аналитики JetCraft предсказывают появление новой модели G400 к 2023 году.

И наконец Embraer сделал паузу после многомиллиардных инвестиций последнего десятилетия в запуск четырех проектов и производство двух новых бизнес-джетов. Предполагается, что эта пауза не затянется на долго и, как считает JetCraft, следует ожидать в ближайшие 4-5 лет появления Legacy 7000 с более просторным салоном, который может послужить заменой для Legacy 650.