Какую компенсацию получат жертвы авиакатастрофы Lion Air?

Когда конгрессмены спросили генерального директора Boeing Денниса Муйленбурга, делает ли его компания все, чтобы перенести процессы по катастрофе самолета Lion Air в Индонезии за пределы США, он ответил: «Я не могу это комментировать. Я не знаю деталей».
В этот раз ему никто не поверил. Вряд ли он не знал того, о чем открыто говорят адвокаты, нанятые Boeing. То, что они делают все, чтобы провести как минимум шесть процессов за пределами США, где  пострадавшие традиционно получают огромные суммы. Если это удастся, Boeing сэкономит не только миллионы долларов, но и репутацию, поскольку маловероятно, что в любом другом месте СМИ будут столь же любопытны, как в США. Такая операция была бы совершенно законной в соответствии с законодательством США. А планирование такой процедуры было упомянуто юристами Boeing в декабре 2018 года, то есть менее чем через 2 месяца после катастрофы MAX Lion Air.

Однако на данный момент более 100 индонезийских и американских семей обратились за компенсацией в суд штата Иллинойс, в штате, где находится штаб-квартира Boeing (Чикаго). Их требования были объединены в одно дело и адвокаты обеих сторон все еще ведут переговоры. В мае 2019 года они зашли в тупик и адвокаты группы начали энергично готовиться вынести решение из юрисдикции американских судов. Boeing со своей стороны объявил, что выделил 100 миллионов долларов на компенсации семьям погибших.

Известно, однако, что если бы юристам группы действительно удалось перенести свои дела в Индонезию, суммы ущерба были бы намного ниже, чем те, которые могут быть присуждены судами США. В Индонезии не существует законодательства, которое позволило бы возмещать значительные убытки от компаний. «Если план адвокатов концерна будет успешным, это будет равносильно отказу от наказания для этой компании», — сказал Санджив Сингх, представляющий 16 семей в Иллинойсе, в интервью New York Times. Деннис Муйленбург хорошо знает, что они делают его адвокаты, в то время как пресс-служба Boeing в ответ на вопрос о возможной передаче постановления за границу ответили, что даже если приговоры будут вынесены в США, сумма компенсации будет связана со стоимостью жизни в Джакарте, а не в Чикаго.

Как и следовало ожидать, такой подход расстроил адвокатов, представляющих семьи жертв, которые четко заявили, что такая стратегия защиты не означает ничего, кроме девальвации жизни индонезийцев. «Это невероятно. Они не рассматривают индонезийских жертв так же, как и американцев», — сказал Майкл Индраджана, один из адвокатов, представляющих семью.
В отличие от катастрофы Lion Air, Boeing не предпринимает никаких усилий по передаче требований о компенсации после катастрофы Ethiopian Airlines в Эфиопию. Наиболее вероятной причиной является то, что на борту MAX Ethiopian находились граждане 30 стран.

Идея экономии на компенсации для индонезийцев не нова в концерне Boeing. У него уже была подобная процедура в прошлом дважды — когда в 2007 году произошла катастрофа B737 Adam Air и двумя годами ранее — после аварии той же машины, принадлежащей Manadala Air. В обоих случаях адвокаты Boeing утверждают, что, поскольку бедствия произошли в Индонезии, и большинство жертв были индонезийцами, компенсация должна выплачиваться по индонезийским, а не по американским тарифам.

Однако в случае Lion Air ситуация может сложиться иначе, потому что отношение Boeing оставляло желать лучшего с самого начала. Адвокаты появились очень быстро, убедив семьи погибших, что если они решат принять компенсацию правительства в размере 91,6 тысячи долларов на каждого человека они также должны подписать обязательство об отказе требовать компенсацию как от Lion Air, так от Boeing.

Все это, вероятно, никогда не вышло бы наружу и не было бы предано огласке средствами массовой информации, если бы не допрос Денниса Муйленбурга в Сенате и Конгрессе США, где резко критиковали тактику адвокатов. Теперь у юристов Boeing будет гораздо более сложная ситуация, так как вся бизнес-стратегия концерна и его моральный облик находятся не только под лупой американцев, но и всего мира. А у него есть клиенты везде.

Андрей Бочкарев