Катастрофа Ан-148 глазами опытного летчика

Случившаяся в минувшее воскресенье катастрофа российского Ан-148 могла быть результатом  неправильных  данными  от датчика скорости. В свою очередь это – результат их обледенения, которое могло произойти из-за отключения системы их обогрева. Такой предварительный вывод сделала Межгосударственная авиационная комиссия (МАК) на основании данных полученных от бортового компьютера самолета.

a876017e22f9dd133b16f302f23b - Катастрофа Ан-148 глазами опытного летчика

Место падения Ан-148

По информации MAK, столкновение Ан-148 с землей произошло на шестой минуте после взлета. На высоте  около  130-150  метров был включен автопилот. Через 2,5 минуты, на высоте примерно 1300 метров и при скорости   465-470  км/ч появились проблемы и экипаж объявил чрезвычайное положение. Экипаж заметил разницу в показания скорости с различных датчиков. На высоте 2000 метров разница в показаниях приборов стала еще большей.

Экипаж выключил автопилот и перешел на ручное управление. В то время, как один прибор показывал скорость   0 км/ч, на другом было   540-560 км/ч. В следующие секунды скорость резко упала до 200 км/ч и продолжала падать. Воздушное судно вошло в крутое пике.  В момент удара один из датчиков зафиксировал скорость  0 км/ч, второй – 800 км/ч.  На борту находилось 71 человек – 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Все они погибли.Отказ датчика скорости, представляющей из себя трубку Пито – редкое явление, тем не менее экипажи готовят к выполнению необходимых процедур на этот случай. Совсем недавно портал aviav.ru сообщал, что в подобном случае с самолетом  авиакомпании AirFrance, произошедшем июне 2009 (рейс № AF447), виновниками в результате последного расследования были признаны пилоты.

Смотрите также:  Прекращается производство бизнес-джета Eclipse 550

Редакция портала попросила прокомментировать инцидент одного из пилотов, ранее летавших в дальнем зарубежье на самолетах такого типа Себастьяна Дудика. По его словам, если исключить невыполнение процедуры  противообледенения до взлета, то заключение МАК вполне правдоподобно. Пилот считает, что экипаж оказался не готов к внештатной ситуации.

«Первой и незамедлительной реакцией экипажа должно было стать выключение автопилота, переход на горизонтальный полет в ручном режиме, ручное увеличение тяги   с запасом, при этом появляется время на анализ, вывод и решение. Из анализа стенограммы на Flightradar этого рейса следует, что  в инциденте виновата частично  автоматика, погодные условия (густой туман и сильный ветер), а также растерянность пилота и отсутвие необходимого  опыта реагировать на простые явления, который  получают  на симулятрах», – сказал Себастьян Бабик.

Смотрите также:  Из реестра туроператоров с начала года исключены 172 туристических фирмы

Следует отметить, что самолеты этой модели немного опоздали с выходом на рынок. В современных условиях они оказались слишком неэкономичными и недостаточно надежными. По этой причине многие авиакомпании отказались от их эксплуатации. Данный борт был сдан в сублизинг компанией «Россия» «Саратовским авиалиниям», поэтому первая ответственности за катастрофу не несет и за летную годность не отвечает. В настоящее время 12 единиц Ан-148 эксплуатирует министерство обороны РФ, один самолет используется северокорейской авиакомпанией.

Андрей Бочкарев