Авиакомпании Европы перед летним сезоном остаются в состоянии полной неопределенности

Европейские авиакомпании, страдающие от дальнейших ограничений, не знают, что стоит ожидать от предстоящего летнего сезона. Им нужно что-то решать, а времени на подготовку нового расписания полетов к их самому важному сезону остается мало.

Неизвестность и неопределенность пугает. Прежде всего, испытывающие финансовые затруднения перевозчики должны решить, когда запускать дорогостоящую процедуру ввода самолетов в строй и возвращения из вынужденных отпусков персонала, или даже найма новых сотрудников. Переоценка спроса будет означать, что  они потеряют больше денег на неиспользованных рейсах, а если недооценка –  потерю   потенциальных клиентов в пользу конкурентов.
“Это как на яхте, где каждые несколько минут ветер меняет направление. Я разговаривал с авиакомпаниями, которые обычно выпускают три версии расписания, и теперь говорят, что их уже 50”, – сказал Роберт Бойл, бывший руководитель British Airways, чья компания Gridpoint Consultancy теперь консультирует авиационный сектор.
Планирование сезона, начинающегося 28 марта, сложнее, чем когда-либо, поскольку авиакомпании рискуют потерять второй летний сезон, а гонка по распространению вакцины продолжается в попытке обуздать более заразные варианты коронавируса. “Во время первой волны ограничений авиакомпании не использовали 72 процента из 755 миллионов мест в самолетах, запланированных в Западной Европе летом прошлого года”, – оценивает поставщик полетных данных OAG. Многие из 684 миллионов мест, запланированных на текущий летний сезон, также придется отменить. “Большинство авиакомпаний планируют развернуть большую часть своих сетей, но в конечном итоге им придется сократить их, из-за чего любые планы будут сорваны”, – сказал аналитик OAG Джон Грант.
Дополнительным усложняющим фактором является изменение поведения потребителей, которые в условиях постоянной неопределенности резервируют места в последний момент. Масштабы этого явления ставят в тупик сотрудников авиакомпаний, планирующих сеть сообщений, которые обычно предполагают, что резервирование начинается на кривой предыдущего года. “Текущая схема бронирования мест изменилась, поэтому все больше и больше используется из аналитических и метапоисковых систем, чатов в социальных сетях и Google для поиска новых”, – сказал Грант. Goggle и онлайн-платформа для путешествий Skyscanner решили восполнить этот пробел, предложив операторам   инструменты для прогнозирования реального спроса на основе данных из Интернета.
“Потребители, вероятно, заранее обращаются к Skyscanner, и мы можем сообщить им об этом отложенном спросе”, – сказал Хью Эйткен, руководитель службы полетов компании. Например, в январе на сайте Skyscanner число поисковых запросов, связанных с рейсами из Великобритании в Испанию, в октябре увеличилось на 20 проц. Его данные также показывают, насколько быстро может возникнуть спрос по мере ослабления ограничений: в день, когда было объявлено об эффективности вакцины Pfizer, количество бронирований в Великобритании подскочило на 37 проц.
“Из прошлых тенденций ничего не вывести. Авиакомпании должны принимать решения очень быстро”, – сказал Эйткен. Air France-KLM заявила, что использовала данные поисковых систем, чтобы быстро увеличить в четыре раза количество рейсов из Франции в страны Карибского бассейна, что принесло компании значительный денежный поток в период отпусков. Также Lufthansa используют данные Google и заявляет, что она может ввести в эксплуатацию большую часть своих самолетов в короткие сроки.

Jumbo Jet авиакомпании KLM
Jumbo Jet авиакомпании KLM
Летний сезон также может стать прелюдией к возобновлению работы бюджетных авиакомпаний, которые использовали предыдущие кризисы для увеличения доли рынка. Одновременное замораживание системы игровых автоматов в очень популярных аэропортах несколько снизило давление на традиционных перевозчиков, но недорогие перевозчики начнут работать быстрее благодаря более неустойчивым ценам и хорошему финансовому положению, что позволит вам рисковать и применять скидки на билеты. Цены. «Очень легко заземлить весь флот, так же как легко вернуть самолеты в строй. Оба шага имеют значение, говорит Джеффри Вестон, партнер Bain & Co, который возглавляет подразделение глобального управления транспортировкой этой консалтинговой фирмы.
Ryanair уже нанимает бортовой персонал. “Это повлечет за собой дополнительные расходы, но мы хотим быть готовы, когда произойдет улучшение”, – сказал финансовый директор Нил Сорахан. По словам генерального директора Майкла О’Лири, с ограниченным доступом к симуляторам Ryanair может даже запускать полеты без сопровождения, чтобы пилоты имели избыточное количество рабочих часов и могли немедленно вернуться к работе. “EasyJet также сосредоточится на классической реакции”, – подтвердил ее генеральный директор Йохан Лундгрен, но добавил, что чем раньше будут сняты ограничения,  тем лучше.
Чтобы обезопасить себя от  высокой неопределенности, авиакомпании будут предлагать прямые рейсы в европейские направления. Количество запланированных рейсов во Францию, Грецию и Португалию снизились менее чем на 8 процентов  против предпандемической ситуации, а также в Египте и Тунисе на четверть, согласно данным OAG, но они могут снизиться еще больше. “Если ограничения на передвижения во время летних отпусков будет снято, Wizz Air сможет восстановить сеть полетов в течение 3 недель, – сказал президент Йожеф Варади. – Люди хотят уехать из городов”. Он считает, что приморские города пользуются огромной популярностью.
Андрей Бочкарев