Страницы истории авиации: забытый Blackburn Beverley

Не все самолеты  могут похвастаться долгой и эффективной службой.  Некоторые, обладая  оригинальной конструкцией, недолго остаются в эксплуатации, а затем забываются. Blackburn Beverley, несомненно, принадлежит к таким сооружениям. Из 49 построенных только один сохранился до наших дней.

Blackburn Beverley
Blackburn Beverley

На рубеже 1940-х и 1950-х годов компания General Aircraft  из Великобритании начала работу над тяжелым универсальным грузовым самолетом, получившим обозначение GAL.60 Universal Freighter. Машина прошла испытания 20 июня 1950 года, но в результате испытаний было принято решение построить второй экземпляр, получивший обозначение GAL.65, с другой конструкцией погрузочной рампы и иными двигателями.
Изменения, хотя и внешне косметические, существенно изменили возможности самолета, сократив время разбега и пробега после посадки, а также увеличив грузовое пространство. После испытаний этой версии 1 октября 1952 года RAF заказали 20 машин, получивших обозначение Beverley C.1. Два года спустя было заказано еще 9, а в 1956 году – в двух заказах – 18 машин, что вместе с двумя прототипами привело к выпуску 49 машин. Самолеты начали поступать в части с 1955 года, а последний – в 1958 году.
Blackburn Beverley имели длину 30,3 метра и размах крыла 49,4 метра, а максимальная взлетная масса составляла 61 тонну. Они оснащались  четырьмя 18-цилиндровыми радиальными двигателями Bristol Centaurus 173 мощностью 2850 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 383 км/ч и крейсерскую скорость 278 км/ч. Дальность полета составила 6 370 км без груза или 2100 км с грузом около 13 тонн. В зависимости от потребностей Beverley   мог принять 94  полностью экипированных солдата (источники говорят, что еще 36 можно было перевозить в хвостовой рубке), 70 десантников или соответствующий груз.
Blackburn Beverley
Blackburn Beverley
Что интересно, часть пассажиров перевозилась в салоне в хвостовой части машины, а не в фюзеляже. Дополнительно самолет был оборудован туалетом и люком в полу. Однако расположение этих двух элементов было продумано не до конца и, выходя из туалета, нужно было пройти по люку. Если он был открыт, возникал риск выпасть  из самолета (так погибло несколько человек). Только со временем систему изменили так, что после открытия люка открыть дверь туалета блокировалась.
Самолеты Blackburn Beverley не были ни красивыми, ни исключительно высокопроизводительными, но свое дело они выполняли. Они использовались до 1967 года, при этом было повреждено 9 машин. Часть самолетов эксплуатировалась в Великобритании, а часть в Африке и на Ближнем Востоке, и их основной задачей была перевозка грузов и обучение десантников. После вывода из эксплуатации большая часть машин была быстро утилизирована, но кабина одного самолета и трех целых машин сохранилась. В итоге два из них были списаны. Так что до наших времен сохранился только один экземпляр.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM