Китайские власти судорожно пытаются ограничить миграцию во время Лунного Нового года

Китайский Новый год, самый важный праздник в китайской культуре, связанный с семейными визитами по всей стране и являющийся золотой жилой для авиакомпаний, в этом году значительно отличается от предыдущих. Пандемия коронавируса и призывы властей отказаться от поездок означают, что число полетов будет почти на  70 процентов меньше, чем  год назад.

Начиная с пятницы, лунный Новый год будет годом буйвола, животного, которое, согласно китайской культуре, “похоже на корову, но должно работать, как лошадь”. Все указывает на то, что буйвол также будет напоминать авиационную отрасль  Поднебесной, которая столкнется с большим объемом работы с небольшими перспективами  получения прибыли. Он приходится на тот период, когда традиционно появлялась самая высокая выручка, часто достигающая даже 25 проц. от всех годовых поступлений. Все из-за зимнего возвращения пандемии и призывов правительства к жителям воздержаться от поездок.

Отменена крупнейшая сезонная миграция человечества
Характер  путешествий в преддверии Лунного Нового года  дает  уникальное представление о современном Китае, чей невероятный экономический рост во многом обусловлен потенциалом рабочих-мигрантов. В отличие от нормальных стран, где любой гражданин может поселиться и работать где угодно, в Китайской Народной Республике действует строгая разрешительная система на право регистрации по месту жительства в определенных городах. Чтобы компенсировать нехватку рабочих мест, неизбежно проявляющейся в результате функционирования такой системы, власти разрешают использование рабочих-мигрантов. Во многих случаях они прибывают из бедных районов Китая и  часто занимают  наименее привлекательные места, например, заводских рабочих. Им не разрешается переезжать в большие города с семьями, а это часто связано с многомесячной разлукой.  Именно они больше всего стремятся к встрече с семьями во время празднования китайского Нового года.
В аналогичной ситуации находятся студенты, молодые люди, у которых еще нет своих семей, начинающих работать и жить на новых местах. В этом году пандемия помешала их планам вернуться домой.
В этом году праздники, дата которых, как и в случае с Пасхой, непостоянна, а зависит от циклов Луны, продлятся с 11 по 17 февраля, но период  отпусков начался в конце января и продлится до марта. 28 января, в первый день этого сезона, как сообщает Управление гражданской авиации Китая (CAAC), пассажиропоток был на  71 процент ниже, чем в первый день сезона  в 2020 году. Количество бронирований  билетов на поезда, которые в предыдущие годы были переполнены до предела, даже на  60 процентов ниже, чем обычно, сообщили в железнодорожной администрации.
В начале января китайские власти ввели правила, обязывающие авиакомпании возвращать деньги за неиспользованные билеты пассажирам. Согласно отчету  от 3 февраля,  возвраты затронули уже около 10 процентов регулярных рейсов. Больше всего пострадала авиакомпания China Southern Airlines,  которая выплатила компенсации почти за треть всех отмененных рейсов.
Власть советует не путешествовать
Уменьшение количества рейсов по сравнению с прошлым годом может показаться противоречием, особенно в свете информации о том, что авиационная отрасль Китая является лидером в восстановлении пассажирских перевозок.  И сами авиакомпании,  и IATA  сообщали потрясающую статистику.
“То и другое верно”, – говорят эксперты авиационного рынка и китайской политики, указывая на то, что последнее снижение спроса на авиаперелеты связано с рекомендациями властей воздерживаться от поездок, которые в Китае имеют силу закона.
Год назад передвижение во время отпускного сезона способствовало распространению коронавируса в Китае, а запреты на поездки, объявленные, когда многие китайцы были на Рождество со своими семьями, помешали их возвращению на работу, что является препятствием для экономического перезапуска. В этом году китайские власти не хотят допустить повторения ситуации годичной давности, тем более, что зимой в Китае произошло повторение вспышек коронавирусных инфекций. Так что для сотрудников лучше, чем путешествовать, чтобы родить ребенка, провести отпуск в этом году там, где они обычно работают, и получить признание самых важных людей в Китае.
Это решение обеспечивается не только запретами и призывами, но и системой стимулов, например денежными вознаграждениями за отказ от полетов, предлагаемыми некоторыми местными органами власти или предприятиями. Студенты, которые не вернутся домой на каникулы, также могут рассчитывать на дополнительные баллы на экзаменах. Наконец, следуя рекомендациям властей – это действие, которое приводит к начислению бонусных баллов в вездесущей   системе социального кредита, внедренной в Китайской Народной Республике.
В отличие от западных предпринимателей, которые громко выражают свое недовольство ограничениями, китайские авиакомпании не делают даже попыток протестовать, зная, что в Китае благополучие компаний полностью зависит от воли коммунистической партии Китая. Не подвергая сомнению рекомендации властей, некоторые авиакомпании пытаются восстановить спрос на путешествия за счет снижения цен на билеты.
“Билеты на двухчасовой рейс Hainan Airlines из Пекина в Ханчжоу 12 февраля были доступны на официальном сайте всего за 100 юаней (15 долларов США). Это треть цены за утку по-пекински в популярной сети ресторанов Da Dong. Билет второго класса на скоростной поезд между двумя городами стоит в шесть раз дороже”,  – отмечают эксперты нашего портала, отслеживающие ситуацию в Китае.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM