После переговоров в Париже министры Франции и Нидерландов заявили о своем желании сотрудничать в укреплении Air France-KLM, – говорится в заявлении министерства финансов. Министры достигли единства после роста напряженности, вызванного приобретением пакета акций этой группы Нидерландами. «Бруно Ле Мэр и Вопке Хоекстра признают общую цель укрепления группы Air France-KLM. Они полны решимости продолжать повышение ее конкурентоспособности и консолидировать развитие, чтобы обеспечить ее успех», – говорится в заявлении французского министерства экономики и финансов. Оба министра подтвердили свою поддержку президенту AF-KLM Бенджамину Смиту.
Голландский министр признался, что поспешная покупка участия в группе прошла необычным образом и была направлена на поддержку нынешнего руководства. Поэтому была запущена рабочая процедура для улучшения работы группы. Со среды у Нидерландов имеют 14 проц. в AF-KLM, почти столько же, сколько у Франции (14,3). Это не было официальным извинением со стороны Нидерландов, но видится явная попытка смягчить ситуацию.
Оба министра объявили о создании рабочей группы под председательством главы Государственного казначейства (APE) Мартина Виала и генерального казначея в Министерстве финансов Нидерландов Кристиана Ребергена, которые “укрепят сотрудничество между Францией и Нидерландами для обеспечения надлежащего управления Air France-KLM, ее развития, роста и улучшения результатов», – говорится в коммюнике. Рабочая группа также подробно рассмотрит доли обеих стран, состав административного совета и правила управления. Группа представит свои выводы до конца июня, и министры решили регулярно встречаться, «чтобы убедиться, что ее работа идет хорошо».
«Прежде всего, мы хотели обратиться в будущее с одной общей целью: сделать Air France-KLM самой эффективной авиакомпанией в мире», – сказал Бруно Ле Мэр. Векте Хоекстра, в свою очередь, подчеркнул, что Нидерланды заинтересованы в «работе на успех Air France-KLM и обеспечении интересов обеих стран».
Как дошло до кризиса
Слияние обеих авиакомпаний произошло в 2004 году, когда Air France была прибыль, а у KLM возникли трудности. Слияние вызвало волну консолидации, обе линии пытались решить новые проблемы, успокоить влиятельные французские профсоюзы, дав им достаточно свободы, и держали отдельные балансы. Это привело к созданию множества уровней управленческого персонала и регулярным спорам между сотрудниками в AF, особенно с пилотами. Таким образом, разочарование голландцев росло, поскольку KLM чувствовал себя втянутым в финансовые затраты партнера без практического контроля в группе, также управляемой французами. В 2018 году AF получила операционную прибыль в размере 266 миллионов евро, KLM – 1,07 миллиарда.
В Гааге усилились опасения по поводу перехвата всех ключей управления в AF-KLM Беном Смитом из Air Canada, который заявил инвесторам, что намерен увеличить интеграцию обеих авиалиний и сократить расходы. Канадец, вызванный министром Хукстра, чтобы получить от него заверения в том, что AF сохранит основную связь со Схипхолом и частично независимость KLM, ответил небрежно и с общими замечаниями, а вскоре вообще отказался от своих слов. Правительство Нидерландов решило, что его ожидания не были приняты во внимание, поэтому оно приступило к быстрой операции: выкупило 14-процентную долю в AF-KLM.
Это вызвало шок и возмущение в Париже. Президент Э. Макрон, министры Ле Мэр и Элизабет Борн (транспорт) потребовали объяснений, Натали Луазо (европейские дела) предупредила не принимать экономических решений по избирательным причинам, Ле Майр пригласила Вопке Хоекстра в Париж.
С самого начала группа также страдала от культурных различий. Голландцы покинули заседание, заявив, что такой-то и такой-то вопрос решен, французы сказали, что эти вопросы только рассматриваются.
Через 15 лет после одного из самых важных слияний в воздушном транспорте стало ясно, насколько хрупки его основы и насколько трудно работать через границы в секторе, связанном с национальной гордостью. Политологи, которые наблюдали за правительствами Нидерландов после финансового кризиса 2008 года, не были удивлены покупкой этих 14 процентов; приобретение такой крупной национальной компании, как KLM, когда-то считалось немыслимым и слияние 2004 года не радует нынешних министров до сих пор.
Попытки иностранных компаний приобрести оператора связи KPN в 2013 году, почты PostNL в 2016 году и производителя краски Akzo Nobel в 2017 году потерпели неудачу из-за противодействия премьер-министра Марека Рютте. Нынешнее правительство готовит закон, который позволит любому наблюдательному совету заморозить публичные предложения о покупке на 250 дней. В настоящее время он назначил группу экспертов, которые будут привлекать правительство для проверки случаев захвата акций в секторах, которые считаются ключевыми, как считается чувствительным, как это делается в США.
«Приоритет должен состоять в общественном интересе», – считает глава оппозиционной партии Лодевийк Ашер, и это заявление поддерживают представители всех политических течений. «Решение нынешнего правительства полезно для экономики, занятости и стабильности страны», – сказал Ашер.
В свое время во Франции также подверглись критике аналогичные маневры с акциями в 2015 году, когда тогдашний министр финансов Э. Макрон неожиданно дал указание удвоить долю государства в группе Renault.
Кроме проблем политической чувствительности, трансграничные слияния перевозчиков особенно трудны, поскольку на большинство авиакомпаний распространяются ограничения на права собственности и международные правила, которые индивидуально связывают их с законами передвижения отдельных стран.
Андрей Бочкарев