Перенос регулярных рейсов из аэропорта им. Ататюрк до нового порта должен был начаться 1 марта и продлиться два дня. Теперь известно, что начало этих операций перенесено на 5 апреля в 3 часа утра и продлится 45 часов. В это время пассажиры должны точно проверить, из какого аэропорта они будут отправляться или в какой будет прибывать их рейс. Новый порт будет иметь тот же код IATA (IST), что и аэропорт им. Ататюрка. Qatar Airways уже сообщила пассажирам, что с 1-3 марта они будут летать из третьего аэропорта Стамбула – аэропорта им. Сабиха Гекчен. Теперь администрация аэропорта сообщает авиакомпаниям, что этот срок больше не действует. Строительство нового стамбульского порта обошлось в 12 миллиардов евро. Первоначально он должен обслуживать до 90 миллионов пассажиров в год. В конечном счете, однако, он будет готов принимать до 200 миллионов путешественников ежегодно. Для сравнения: в прошлом году крупнейший аэропорт мира по пассажиропотоку в Дубае обслужил 89,1 млн пассажиров, а его максимальная пропускная способность составляет 90 млн пассажиров.
Первоначально авиакомпании смогут выполнять оттуда 70 операций в час, а в конечном итоге – 90 операций. Новый порт также станет крупным грузовым хабом – первоначально грузооборот через него будет составлять 2,5 млн тонн в год, а при выходе на полную мощность – 5,5 млн тонн.
По данным турецких СМИ, перенос даты запуска нового аэропорта связан с выборами в местные органы власти, назначенными на 5 апреля. Журналисты считают, что власти предпочли перестраховаться себя от жалоб на случай, если новый порт не будет функционировать с самого начала без сбоев.
7 апреля уже третья подряд дата открытия аэропорта. Предыдущие приходились 30-31 декабря и 1-3 марта. На данный момент только некоторые рейсы Turkish Airines обслуживаются в новом порту. Строительство нового аэропорта в Стамбуле началось 4 мая 2015 года, а завершающий этап отделки запланирован на 2023 год. Первый этап строительства закончился 29 октября 2018 года.
Турция изначально планировала закрыть старый аэропорт им. Ататюрк. В конечном счете, однако, он будет функционировать с кодом ISL и обслуживать частные, деловые и правительственные рейсы, а также воздушные такси.
Андрей Бочкарев