Кризис пандемии вызвал в 2020 году обвал стоимости самолетов

В последнем отчете Scope Ratings говорится, что нынешний кризис пандемии коронавируса имеет далеко идущие последствия для финансового сектора авиационной промышленности особенно учитывая то, как в прошлом году резко упала стоимость самолетов.Читая финансовые отчеты, недавно опубликованные авиакомпаниями, владеющими самолетами, или арендодателями, все чаще можно встретить упоминания об убытках, связанных с обесцениванием самолетов и двигателей или потерей стоимости активов. Последний отчет, опубликованный рейтинговой компанией Scope Ratings GmbH, показывает, как нынешняя пандемия имеет далеко идущие последствия для сектора финансирования авиации и значительного падения цен многих моделей самолетов, зафиксированное в 2020 году.

Снижение стоимости в среднем с 43,9 до 7,7 процента.

Урок, извлеченный инвесторами из последнего кризиса, заключается в том, что необходимо проводить более четкое различие между разными моделями самолетов, о чем свидетельствуют различия в темпах амортизации в 2020 году: в среднем 43,9 процента для широкофюзеляжных, в среднем 23,7 проц. для наиболее экономичных в эксплуатации узкофюзеляжных и всего 7,7 проц. для грузовых самолетов.

Список моделей самолетов, которые в 2020 году отметились самым большим падением стоимости в годовом исчислении стал Airbus A380 с 61 процентом. Пассажирский Boeing 747-8 проиграл в стоимости 56,7 процента, а его грузовая версия модели потеряла всего – 8,8 процента. Ненамного меньше, на 55 процентов, обесценился четырехмоторный Airbus A340-600.

Самую высокую стоимость сохранил редкий Boeing 727-200SF, который обесценился всего на 6,3 процента.
“Некоторые старые, менее эффективные в эксплуатации широкофюзеляжные модели, такие как A340, A380 и Boeing 747, могут никогда больше не взлететь. Та же участь может постичь некоторые из Boeing B777-200/300 и A330, что видно по обвалу стоимости этих самолетов. В то же время пандемия привела к высокому спросу на грузовые авиаперевозки, что объясняет солидную стоимость грузовых самолетов”, – говорит Хелен Спро, аналитик Scope.

В будущем флоты авиакомпаний станут меньше, эффективнее и экологичнее

Если восстановление экономики ускорится после того, как правительство решит ослабить ограничения на поездки в связи с программой вакцинации Covid-19, современные самолеты, как узкофюзеляжные, так и широкофюзеляжные, первыми восстановят часть своей утраченной стоимости.

“Современные узкофюзеляжные авиалайнеры, а также две широкофюзеляжные модели, предлагаемые Boeing и Airbus, B787 и A350, также восстановят часть утраченной стоимости по мере восстановления пассажиропотока”, – говорит Спро.

Эти самолеты, оснащенные более эффективными двигателями и построенные с использованием технологий для повышения топливной эффективности, играют ключевую роль в планах авиакомпаний по использованию в будущем меньшего, более эффективного в эксплуатации и экологичного парка воздушных судов.

“Однако мы ожидаем, что стоимость современных узкофюзеляжных самолетов, таких как A320neo, будет восстановлена ​​в первую очередь, а затем поднимется стоимость Boeing 787 и A350”, – считает Спро.
Авиакомпании снимут с производства старые поколения широкофюзеляжных самолетов, таких как A340, A380, Boeing 747, а также некоторые Boeing B777-200/300 и A330.

По словам Спро, для некоторых из этих моделей, таких как A340 и A380 Airbus, их разборка на части может быть единственным способом вернуть некоторую ценность. Разборка на запчасти повлечет убытки для инвесторов, в частности для тех, кто вложил средства в субординированные транши.

Инвестирование должно стать более избирательным

“Мы подчеркиваем важность рассмотрения модели самолета в будущих сделках”, – говорит Спро. Контракты на более старые модели самолетов будут иметь значительно более высокий кредитный риск по сравнению со сделками на современные самолеты. Ценность безопасности новых моделей самолетов частично защищает инвесторов в случае конфискации машин или событий ремаркетинга.

Несмотря на то, что рыночная стоимость самолетов больше не превышает их реальной стоимости, перед присоединением к новым сделкам необходимо, чтобы инвесторы проводили стресс-тесты. “Кризис еще не закончился. Стоимость самолетов может упасть еще больше, если восстановление экономики будет медленнее, чем ожидалось”, – предупреждает Спро.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM