Кто выиграет от финансовых проблем Международных Авиалиний Украины?

Международные Авиалинии Украины (UIA) сталкиваются с растущими финансовыми проблемами. После трех слабых лет перевозчику пришлось принять решение о сокращении  сети сообщений. Почему это произошло и какое это может иметь значение для конкурентов?
Уже известно, что 2019 год завершит UIA с убытками, и это будет еще один год финансового спада предприятия. Компания пытается выйти из положения и приняла сложное решение по сокращению сети сообщений. Изменения графика UIA вступят в силу 16 ноября 2019 года и, согласно информации перевозчика, продиктованы «необходимостью оптимизировать расходы и восстановить прибыльность компании».

В качестве основных факторов сложившейся ситуации UIA также упоминает «сезонные колебания спроса, динамику транзитных перевозок, запрет на использование воздушного пространства Российской Федерации и экономические прогнозы Украины на ближайшие годы». UIA также планирует внести ряд изменений в график на летний сезон 2020 года.

Развитие остановлено конфликтом на Донбассе

В 2018 году UIA перевезла более 8 миллионов пассажиров, увеличив их количество на 15 процентов по сравнению с 2017 годом. Доля транзитных пассажиров в регулярных рейсах украинского перевозчика в то время составляла 53 проц. Украинский оператор в прошлом году выполнил 61,5 тысячи рейсов, что составляет увеличение на 9 проц. по сравнению с 2017 годом.

Однако улучшение транспортной ситуации не сопровождалось финансовыми результатами. Конечно, самой большой проблемой были драматические последствия российской аннексии Крыма и последующей войны на Донбассе. Финансовое положение украинского общества также значительно ухудшилось  цены на билеты должны были оставаться низкими. Кроме того, положение UIA сдерживается динамичной экспансией на украинский рынок недорогих перевозчиков. И Wizz Air, и Ryanair объявили о запуске новых рейсов.

Запрет на полеты над Россией убивает прибыльность

Конфликт лишил UIA не только доступа к нескольким аэропортам, но и помешал полетам над Россией, что имеет очень серьезные последствия. Воздушное судно этого перевозчика должно обходить территорию соседа, что значительно увеличивает время полета (что вызывает недовольство пассажиров) и повышает расходы.

Полеты UIA из Киева в Пекин длятся около 9,5 часа. Это не намного больше, чем рейсы из Лондона или Парижа, которые расположены примерно на 2 тысяч км дальше от столицы Поднебесной. Для сравнения: перелет из Варшавы в Пекин примерно на 2 часа короче. К тому следует добавить проблемы, связанные с очень высокой ценой на авиационное топливо в Украине — единственный местный поставщик пользуется монополией, и на него распространяются высокие акцизные сборы, чего не происходит в Западной Европе.

«Украинские авиалинии находятся в очень сложной ситуации по двум основным причинам — запрет на полеты над Россией и Донбассом, которые практически препятствуют прибыльной работе стыковок с Восточной Азией, и ограниченный внутренний спрос, связанный с все еще низкой покупательской способностью в Украине. Перевозчик попытался отреагировать на слабый внутренний рынок, построив хаб, но из-за ограничений для полетов на восток это очень сложно. В то же время Киев не подходит в качестве хаба для европейских рейсов из-за своего местоположения. Ограничение сети соединений и потерь — единственное разумное решение», — говорит Доминик Сипиньски, авиационный аналитик ch-aviation.

UIA пытается спасти ситуацию, обратившись за помощью к правительству, но оценить вероятность получения дополнительных льгот сложно. Представители авиакомпании подчеркивают, что, несмотря на текущие проблемы, стоит поддержать одного из крупнейших работодателей в стране и дальнейшее развитие хаба в аэропорту Борисполь.

Проблемы UIA — возможность для конкурентов?

«Польский LOT определенно может выиграть от проблем UIA, поскольку что рейсы из украинской авиакомпании в Нур-Султан (27 октября UIA объявила о закрытии сообщения из-за слишком высоких затрат), Пекин (приостановлено) или на Кавказ являются прямыми конкурентами для LOT», — добавляет Сипиньски.

Национальный перевозчик Польши не скрывает своей заинтересованности. «LOT Polish Airlines в соответствии со своей стратегией роста инвалидности постоянно развивают свое предложение не только в Европе, но и в Северной Америке и Азии. Неевропейские рейсы имеют стратегическое значение для нашей авиакомпании, поэтому в январе 2020 года LOT откроет новый маршрут из Варшавы в Пекин-Дасин, а в августе 2020 года — рейсы в Сан-Франциско. Кроме того, мы видим измеримый потенциал в уже запущенных сообщениях. Большой интерес к нашим рейсам означает, что мы имеем возможность увеличить частоту полетов по многим направлениям, в том числе по азиатским. В случае рейсов в Казахстан и Украину ситуация похожа, поэтому мы внимательно следим за этими рынками», — говорит Михал Черники, пресс-секретарь PLL LOT.

Однако выйти на украинский рынок будет непросто. «Экономический кризис и очень низкий уровень благосостояния украинцев — это вызов для каждого перевозчика. Заметен рост эмиграционных полетов, и в этом сегменте LOT может увеличить свои шансы, принимая во внимание конкуренцию бюджетных авиакомпаний, которые уже заняли 1/3 местного рынка. Для дальних направлений вряд ли там будет достаточно состоятельных пассажиров. Конечно, предложение с использованием Варшавского хаба пришлось бы изменить, но я не вижу здесь такого потенциала», — признается Адриан Фургальский, член совета директоров TOR Economic Advisors Team.

Андрей Бочкарев

Кто выиграет от финансовых проблем Международных Авиалиний Украины?

Кто выиграет от финансовых проблем Международных Авиалиний Украины?

Международные Авиалинии Украины (UIA) сталкиваются с растущими финансовыми проблемами. После трех слабых лет перевозчику пришлось принять решение о сокращении  сети сообщений. Почему это произошло и какое это может иметь значение для конкурентов?
Уже известно, что 2019 год завершит UIA с убытками, и это будет еще один год финансового спада предприятия. Компания пытается выйти из положения и приняла сложное решение по сокращению сети сообщений. Изменения графика UIA вступят в силу 16 ноября 2019 года и, согласно информации перевозчика, продиктованы «необходимостью оптимизировать расходы и восстановить прибыльность компании».

В качестве основных факторов сложившейся ситуации UIA также упоминает «сезонные колебания спроса, динамику транзитных перевозок, запрет на использование воздушного пространства Российской Федерации и экономические прогнозы Украины на ближайшие годы». UIA также планирует внести ряд изменений в график на летний сезон 2020 года.

Развитие остановлено конфликтом на Донбассе

В 2018 году UIA перевезла более 8 миллионов пассажиров, увеличив их количество на 15 процентов по сравнению с 2017 годом. Доля транзитных пассажиров в регулярных рейсах украинского перевозчика в то время составляла 53 проц. Украинский оператор в прошлом году выполнил 61,5 тысячи рейсов, что составляет увеличение на 9 проц. по сравнению с 2017 годом.

Однако улучшение транспортной ситуации не сопровождалось финансовыми результатами. Конечно, самой большой проблемой были драматические последствия российской аннексии Крыма и последующей войны на Донбассе. Финансовое положение украинского общества также значительно ухудшилось  цены на билеты должны были оставаться низкими. Кроме того, положение UIA сдерживается динамичной экспансией на украинский рынок недорогих перевозчиков. И Wizz Air, и Ryanair объявили о запуске новых рейсов.

Запрет на полеты над Россией убивает прибыльность

Конфликт лишил UIA не только доступа к нескольким аэропортам, но и помешал полетам над Россией, что имеет очень серьезные последствия. Воздушное судно этого перевозчика должно обходить территорию соседа, что значительно увеличивает время полета (что вызывает недовольство пассажиров) и повышает расходы.

Полеты UIA из Киева в Пекин длятся около 9,5 часа. Это не намного больше, чем рейсы из Лондона или Парижа, которые расположены примерно на 2 тысяч км дальше от столицы Поднебесной. Для сравнения: перелет из Варшавы в Пекин примерно на 2 часа короче. К тому следует добавить проблемы, связанные с очень высокой ценой на авиационное топливо в Украине — единственный местный поставщик пользуется монополией, и на него распространяются высокие акцизные сборы, чего не происходит в Западной Европе.

«Украинские авиалинии находятся в очень сложной ситуации по двум основным причинам — запрет на полеты над Россией и Донбассом, которые практически препятствуют прибыльной работе стыковок с Восточной Азией, и ограниченный внутренний спрос, связанный с все еще низкой покупательской способностью в Украине. Перевозчик попытался отреагировать на слабый внутренний рынок, построив хаб, но из-за ограничений для полетов на восток это очень сложно. В то же время Киев не подходит в качестве хаба для европейских рейсов из-за своего местоположения. Ограничение сети соединений и потерь — единственное разумное решение», — говорит Доминик Сипиньски, авиационный аналитик ch-aviation.

UIA пытается спасти ситуацию, обратившись за помощью к правительству, но оценить вероятность получения дополнительных льгот сложно. Представители авиакомпании подчеркивают, что, несмотря на текущие проблемы, стоит поддержать одного из крупнейших работодателей в стране и дальнейшее развитие хаба в аэропорту Борисполь.

Проблемы UIA — возможность для конкурентов?

«Польский LOT определенно может выиграть от проблем UIA, поскольку что рейсы из украинской авиакомпании в Нур-Султан (27 октября UIA объявила о закрытии сообщения из-за слишком высоких затрат), Пекин (приостановлено) или на Кавказ являются прямыми конкурентами для LOT», — добавляет Сипиньски.

Национальный перевозчик Польши не скрывает своей заинтересованности. «LOT Polish Airlines в соответствии со своей стратегией роста инвалидности постоянно развивают свое предложение не только в Европе, но и в Северной Америке и Азии. Неевропейские рейсы имеют стратегическое значение для нашей авиакомпании, поэтому в январе 2020 года LOT откроет новый маршрут из Варшавы в Пекин-Дасин, а в августе 2020 года — рейсы в Сан-Франциско. Кроме того, мы видим измеримый потенциал в уже запущенных сообщениях. Большой интерес к нашим рейсам означает, что мы имеем возможность увеличить частоту полетов по многим направлениям, в том числе по азиатским. В случае рейсов в Казахстан и Украину ситуация похожа, поэтому мы внимательно следим за этими рынками», — говорит Михал Черники, пресс-секретарь PLL LOT.

Однако выйти на украинский рынок будет непросто. «Экономический кризис и очень низкий уровень благосостояния украинцев — это вызов для каждого перевозчика. Заметен рост эмиграционных полетов, и в этом сегменте LOT может увеличить свои шансы, принимая во внимание конкуренцию бюджетных авиакомпаний, которые уже заняли 1/3 местного рынка. Для дальних направлений вряд ли там будет достаточно состоятельных пассажиров. Конечно, предложение с использованием Варшавского хаба пришлось бы изменить, но я не вижу здесь такого потенциала», — признается Адриан Фургальский, член совета директоров TOR Economic Advisors Team.

Андрей Бочкарев