Кто выиграет от финансовых проблем Международных Авиалиний Украины?

Международные Авиалинии Украины (UIA) сталкиваются с растущими финансовыми проблемами. После трех слабых лет перевозчику пришлось принять решение о сокращении  сети сообщений. Почему это произошло и какое это может иметь значение для конкурентов?
20171204152522uiaKonstantinvonWedelstaedt.jpg 678 443 - Кто выиграет от финансовых проблем Международных Авиалиний Украины?Уже известно, что 2019 год завершит UIA с убытками, и это будет еще один год финансового спада предприятия. Компания пытается выйти из положения и приняла сложное решение по сокращению сети сообщений. Изменения графика UIA вступят в силу 16 ноября 2019 года и, согласно информации перевозчика, продиктованы «необходимостью оптимизировать расходы и восстановить прибыльность компании».

В качестве основных факторов сложившейся ситуации UIA также упоминает «сезонные колебания спроса, динамику транзитных перевозок, запрет на использование воздушного пространства Российской Федерации и экономические прогнозы Украины на ближайшие годы». UIA также планирует внести ряд изменений в график на летний сезон 2020 года.

Развитие остановлено конфликтом на Донбассе

В 2018 году UIA перевезла более 8 миллионов пассажиров, увеличив их количество на 15 процентов по сравнению с 2017 годом. Доля транзитных пассажиров в регулярных рейсах украинского перевозчика в то время составляла 53 проц. Украинский оператор в прошлом году выполнил 61,5 тысячи рейсов, что составляет увеличение на 9 проц. по сравнению с 2017 годом.

Однако улучшение транспортной ситуации не сопровождалось финансовыми результатами. Конечно, самой большой проблемой были драматические последствия российской аннексии Крыма и последующей войны на Донбассе. Финансовое положение украинского общества также значительно ухудшилось  цены на билеты должны были оставаться низкими. Кроме того, положение UIA сдерживается динамичной экспансией на украинский рынок недорогих перевозчиков. И Wizz Air, и Ryanair объявили о запуске новых рейсов.

Запрет на полеты над Россией убивает прибыльность

Конфликт лишил UIA не только доступа к нескольким аэропортам, но и помешал полетам над Россией, что имеет очень серьезные последствия. Воздушное судно этого перевозчика должно обходить территорию соседа, что значительно увеличивает время полета (что вызывает недовольство пассажиров) и повышает расходы.

Полеты UIA из Киева в Пекин длятся около 9,5 часа. Это не намного больше, чем рейсы из Лондона или Парижа, которые расположены примерно на 2 тысяч км дальше от столицы Поднебесной. Для сравнения: перелет из Варшавы в Пекин примерно на 2 часа короче. К тому следует добавить проблемы, связанные с очень высокой ценой на авиационное топливо в Украине — единственный местный поставщик пользуется монополией, и на него распространяются высокие акцизные сборы, чего не происходит в Западной Европе.

«Украинские авиалинии находятся в очень сложной ситуации по двум основным причинам — запрет на полеты над Россией и Донбассом, которые практически препятствуют прибыльной работе стыковок с Восточной Азией, и ограниченный внутренний спрос, связанный с все еще низкой покупательской способностью в Украине. Перевозчик попытался отреагировать на слабый внутренний рынок, построив хаб, но из-за ограничений для полетов на восток это очень сложно. В то же время Киев не подходит в качестве хаба для европейских рейсов из-за своего местоположения. Ограничение сети соединений и потерь — единственное разумное решение», — говорит Доминик Сипиньски, авиационный аналитик ch-aviation.

UIA пытается спасти ситуацию, обратившись за помощью к правительству, но оценить вероятность получения дополнительных льгот сложно. Представители авиакомпании подчеркивают, что, несмотря на текущие проблемы, стоит поддержать одного из крупнейших работодателей в стране и дальнейшее развитие хаба в аэропорту Борисполь.

Проблемы UIA — возможность для конкурентов?

«Польский LOT определенно может выиграть от проблем UIA, поскольку что рейсы из украинской авиакомпании в Нур-Султан (27 октября UIA объявила о закрытии сообщения из-за слишком высоких затрат), Пекин (приостановлено) или на Кавказ являются прямыми конкурентами для LOT», — добавляет Сипиньски.

Национальный перевозчик Польши не скрывает своей заинтересованности. «LOT Polish Airlines в соответствии со своей стратегией роста инвалидности постоянно развивают свое предложение не только в Европе, но и в Северной Америке и Азии. Неевропейские рейсы имеют стратегическое значение для нашей авиакомпании, поэтому в январе 2020 года LOT откроет новый маршрут из Варшавы в Пекин-Дасин, а в августе 2020 года — рейсы в Сан-Франциско. Кроме того, мы видим измеримый потенциал в уже запущенных сообщениях. Большой интерес к нашим рейсам означает, что мы имеем возможность увеличить частоту полетов по многим направлениям, в том числе по азиатским. В случае рейсов в Казахстан и Украину ситуация похожа, поэтому мы внимательно следим за этими рынками», — говорит Михал Черники, пресс-секретарь PLL LOT.

Однако выйти на украинский рынок будет непросто. «Экономический кризис и очень низкий уровень благосостояния украинцев — это вызов для каждого перевозчика. Заметен рост эмиграционных полетов, и в этом сегменте LOT может увеличить свои шансы, принимая во внимание конкуренцию бюджетных авиакомпаний, которые уже заняли 1/3 местного рынка. Для дальних направлений вряд ли там будет достаточно состоятельных пассажиров. Конечно, предложение с использованием Варшавского хаба пришлось бы изменить, но я не вижу здесь такого потенциала», — признается Адриан Фургальский, член совета директоров TOR Economic Advisors Team.

Андрей Бочкарев