Линейке Embraer E-Jet исполнилось двадцать лет

Линейка двухдвигательных узкофюзеляжных среднерейсовых самолётов Embraer E-Jet доминирует на рынке региональных самолётов в Северной Америке. Их любят за конфигурацию кресел по схеме 2-2 и большие окна.

В основе концепции линейки E-Jet лежала идея построить для региональных перевозчиков небольшой реактивный самолёт, который бы внутри ощущался, как большой. В данный момент линейка E-Jet, состоящая из машин на 70-150 пассажирских мест, считается самой успешной. Более восьмидесяти авиакомпаний мира летает на этих самолётах.

В конце 1990-х годов компания Embraer анонсировала строительство самолёта EMB170 на 70 пассажирских мест. Эта машина была спроектирована под потребности региональных перевозчиков. Она получила новое крыло, фюзеляж больших размеров, но кабина пилотов у неё была такая же, как и у построенного ранее ERJ145.

Компания Embraer представила линейку E-Jet в 1997 году

Компания Embraer впервые представила линейку E-Jet на Парижском авиационном шоу летом 1997 года. Тогда публике показали две машины – ERJ170 и ERJ190. Позже им дадут наименования Embraer-170 и Embraer-190. Старотовыми заказчиками этих самолётов выступили авиапредприятия Régional Compagnie Aérienne Européenne (дочернее предприятие Air France) и Crossair. Régional Compagnie Aérienne Européenne заказала десять E170 с перспективой приобретения ещё пяти таких машин. Crossair. – тридцать E170 и столько же E190.

Производство стартовало в 2000-м году. Прототип вышел из ворот завода в Сан-Жосе-дус-Кампус 29-го октября 2001 года. Первый полёт на нём состоялся через семнадцать недель – 19-го февраля 2002 года. Учитывая спрос авиакомпаний, Embraer начала строить удлинённую версию E170. Она получила название E175.

В июне 2003 года американский лоукостер JetBlue Airways заказал у Embraer сто E190 с перспективой покупки ещё более сотни таких машин. Цена сделки на эти самолёты, рассчитанные на 100 пассажиров, составила 3 млрд. долларов. В случае дальнейших заказов бразильский производитель мог получить ещё 6 млрд. долларов. Стало очевидно, что бразильцы завоевали рынок.

Польская авиакомпания LOT

В 2004 году E170 прошёл сертификацию у всех авиационных регуляторов. Первый коммерческий полёт состоялся 17-го марта 2004 года. Польская авиакомпания LOT совершила на этом самолёте рейс из Варшавы в Вену.

Во время строительства и прохождения сертификации авиакомпания Crossair, один из первых двух заказчиков, обанкротилась. После этого большую часть её активов купила авиакомпания Swissair, и она уже продолжила свою деятельность под названием Swiss International Air Lines. Régional Compagnie Aérienne Européenne отсрочила свой заказ и приняла поставку своего первого E-Jet только в 2006 году.

Если посмотреть на линейку E-Jet, то видно, что все они имеют много общего с E170 и E175, двумя меньшими версиями. Более габаритные E190 и E195 – это удлиненные версии одного и того же самолета с большим крылом, более мощными двигателями и увеличенной конструкцией шасси. Больше всего пассажирам нравится в самолетах E-Jet то, что все они имеют конфигурацию пассажирских кресел по схеме 2-2. Это очень удобно. Многие не любят средние кресла.  Еще одна особенность, которая нравится пассажирам, – это большие окна. Они больше, чем у Boeing 787.

Самолёты E-Jet второго поколения

В 2011 году бразильский производитель сообщил, что планирует модернизировать свои самолеты E-Jet, оснастив их усовершенствованными двигателями и современными технологиями, позволяющими экономить больше топлива. Самолеты, объединённые в линейку E2, также будут обладать новым крылом и новым радиоэлектронным оборудованием. Это позволит им с большей эффективностью  более соперничать с линейкой самолётов Mitsubishi Regional Jet. Новая линейка E2 также включает в себя E195-E2. На его борту 120-146 пассажирских мест. Он способен состязаться с Airbus A220.