В России количество рейсов на SuperJet 100 увеличилось до опасного уровня

В прошлые выходные в расписаниях российских авиакомпаний увеличилось количество рейсов, выполняемых самолетами российского производства, такими как SuperJet 100. В настоящее время запланировано 70 376 таких рейсов, что  на 15 процентов  или  на 9 203 рейса больше в течение недели. Также впервые ежемесячное количество рейсов с использованием SSJ100 превысило отметку в 10 000. В конечном итоге оно составило  около 14 000.

Никогда в истории с тех пор, как самолет был сертифицирован как годный к полетам, этот двухмоторный узкофюзеляжный самолет не эксплуатировался с такой интенсивностью. Такие меры были предприняты для того, чтобы  авиакомпании справились с текущей ситуацией. Российская авиация серьезно пострадала от экономических санкций, введенных западными государствами против Российской Федерации после ее военного вторжения в Украину.

Большое количество самолетов, зарегистрированных в ирландском реестре, должно быть возвращено. В то же время Управление гражданской авиации Бермудских островов отозвало сертификаты летной годности для всех самолетов, зарегистрированных на Бермудских островах и летающих в России. Это привело к перерегистрации многих самолетов в Российском регистре (РА-) за последние несколько дней.
Boeing, Airbus, Embraer и другие представители авиационной отрасли прекратили поставку запчастей и сервисную поддержку российским эксплуатантам. Еще до того, как Бермудские острова объявят об изменениях, как и предполагалось, это оказывает серьезное влияние на деятельность российских авиакомпаний. Кроме того, воздушное пространство ЕС, Канады и США закрыто, и российским перевозчикам приходится летать по альтернативным маршрутам, например, с технической посадкой в ​​Агадире, Марокко.

Изменение использования SSJ100 на рейсах внутри России связано не только с санкциями, но и с увеличением количества поставленных самолетов. С ноября прошлого года поставлено 17 машин, с начала 2021 года — 76. Основной получатель — авиакомпания «Россия». Практически все эти самолеты находятся в активной эксплуатации.

«Россия»  планирует больше всего рейсов

Увеличение количества рейсов с использованием сухих SuperJet 100 обусловлено более широким использованием этих машин российским перевозчиком «Россия», в эксплуатации которого находится  данную модель самолета. Новая стратегия развития группы «Аэрофлот» предполагала, что к 2028 году ее авиакомпании увеличат парк до 250 самолетов. Планировалось заменить частично заменить парк самолетами российского производства. Авиакомпания  получила ту партию, которая должна была быть доставлена ​​головной компании — «Аэрофлоту». По завершении поставок «Россия» станет крупнейшим в мире эксплуатантом самолетов этого типа.

До минувших выходных в период с марта по август  перевозчик планировал выполнить на SSJ100  24 929 рейсов. После обновления расписания полетов количество таких рейсов увеличилось на 35 проц  до 33 573. Другие перевозчики пока не увеличили предложение . Авиакомпания «Азимут» планировала совершить 13 252 рейса (0 проц.), Red Wings — 12 407, сейчас — 12 350 (-0,5 проц.), «Ямал» — 3 572 (0 проц. ); ИрАэро 2994, теперь 3048 (+1,8 проц.) Авиакомпания «Северсталь»  – 2079 (0 проц.); «Газпромавиа» –  929, стало 936 (+0,8 проц.). Флагманская авиакомпания из России «Аэрофлот» планировала выполнить на SSJ100 270 рейсов, а теперь уже 831. Это рост на 207 процентов. Авиакомпания «Якутия» должна была выполнить 665 рейсов, а после обновления планирует сделать 659. Это незначительное снижение на 0,9 процентного пункта.

Большой прирост SSJ100 в Санкт-Петербурге

Поскольку основной базой авиакомпании «Россия» является аэропорт Санкт-Петербурга, неудивительно, что количество рейсов SSJ100   резко возросло именно в этом городе на севере России. Аэропорт зафиксирует увеличение количества полетов, выполняемых на «Сухой Суперджет», на 261 проц. Всего будет 5834 рейса.

злополучный "сухой суперджет"
SSJ100

Увеличение использования SSJ100 обусловлено значительным сокращением рейсов A320 (-67 проц. ), A319 (-40 проц.) и B737-800 (-37 проц.).  Такой шаг в краткосрочной перспективе  может  обеспечить целостность расписания и непрерывность бизнеса. Но еще несколько недель должны прояснить картину, тем более что все A319/A320/B737 сданы в лизинг и лизингодатели ждут возврата своих машин, а летная годность SSJ100 вызывает сомнения.

SSJ100 — несбывшаяся надежда Кремля на успех

Сухой Суперджет 100 — региональный пассажирский самолет, разработанный компанией «Сухой» и конструкторским бюро Яковлева и Ильюшина. Консультантом проекта выступила компания Boeing, а стратегическим партнером — Alenia Aeronautica. Авионику самолета поставила компания Thales, системы управления — Liebherr, двигатели — PowerJet. Машины собираются на заводе в Комсомольске-на-Амуре, но серийное производство планируется и на заводах в европейской части РФ. Первыми пользователями SSJ100 стали авиакомпания «Армавиа» и национальный авиаперевозчик РФ «Аэрофлот».

SSJ100 был надеждой Кремля возродить  времена СССР, когда модели, созданные в конструкторских бюро Ильюшина, Микояна и Гуревича, Туполева и Сухого, прославили советскую техническую мысль на все страны третьего мира, а некоторые созданные там самолеты использовались даже в развитых странах. В конце 1980-х годов в  авиационной промышленности  работало около 2 млн человек, а одних гражданских самолетов  с клеймом «сделано в СССР» тогда выпускалось около 150 штук в год. Примерно столько же получили пользователи всех SSJ100 с 2011 года.

«Суперджет» был первой гражданской конструкцией, созданной после распада Советского Союза, и нынешние российские власти очень надеялись, что он станет началом воссоздания мощи местной авиационной промышленности. Они помогли предприятию, вложив в него огромные средства  и поощряя внутренние авиалинии покупать его  различными способами. К 2024 году должно было быть продано 800 SSJ100, в том числе 500 за пределами России. Но самолет оказался «сырым» и ненадежным. За ним закрепилась слава «самолета-убийцы», а иностранные пользователи спешно  вернули купленные самолеты производителю.

Андрей Бочкарев