Саудовская женщина в аэропорту

Лизинг самолетов вместо нефти – Саудовская Аравия меняет экономическую модель

Государственный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund объявил о создании новой компании AviLease, которая будет заниматься лизингом самолетов. Проект направлен на ускорение усилий по диверсификации экономики Саудовской Аравии, зависящей от нефти, а также на стимулирование туристического и авиационного секторов. AviLease должен в короткие сроки стать лидером на мировом рынке.Авиакомпания Saudi Arabian получила свой первый Boeing 787-10 DreamlinerСаудовский лизингодатель будет стремиться стать ведущей в мире организацией по аренде самолетов, сохраняя при этом оптимальный портфель активов. AviLease планирует приобрести флот узкофюзеляжных и широкофюзеляжных самолетов нового поколения. Первоначально саудовский арендодатель сосредоточится на покупке самолетов у перевозчиков и обратной аренде или поглощении книг заказов. Прямые заказы от авиастроителей планируется разместить позже.

На следующем этапе развития AviLease сосредоточится на расширении за счет приобретения других арендодателей. Власти Саудовской Аравии заявляют, что компанией будет управлять самый квалифицированный менеджмент в мире. Арендодателя будет поддерживать один из самых значительных и влиятельных суверенных фондов в мире. Создание AviLease значительно поспособствует снижению зависимости саудовских авиакомпаний от иностранных арендодателей. Конечно, компания не будет страдать от дефицита финансов и денежных потоков. Более того, авиационный рынок, на котором пока работает не так уж много лизингодателей, выиграет от появления нового игрока.

Быстрорастущий авиационный сектор

Создание AviLease происходит в то время, когда Саудовская Аравия развивает свой авиационный сектор в соответствии с проектом развития Королевства «Видение 2030». Это национальная инициатива, которая, помимо плана по увеличению международной торговли, не связанной с нефтью, также направлена ​​на развитие туризма и укрепление экономической и инвестиционной деятельности в Королевстве. С сильными местными перевозчиками, такими как Saudia, flyadeal и flynas, авиационная экосистема Королевства нуждалась в государственном арендодателе, который мог бы предоставить хорошую сумму наличными для покупки новых самолетов.

“Запуск AviLease является ключевым компонентом растущей авиационной экосистемы Саудовской Аравии и соответствует стратегии фонда по расширению возможностей в перспективных секторах Саудовской Аравии”, — заявил представитель Саудовского фонда государственных инвестиций.

Хотя лизинг самолетов может показаться огромным шагом к диверсификации экономики, в настоящее время этот шаг необходимо рассматривать как стратегический, поскольку прогнозируется, что мировой рынок лизинга самолетов будет расти с годовой скоростью 7,8 процента до 2029 года. Рынок лизинга сейчас сильно увеличился, поскольку спрос на авиаперевозки вырос в связи с пандемией пандемии после ослабления ограничений на поездки после коронавируса. В результате резкого повышения интереса к полетам у авиакомпаний в условиях кризиса нет финансовых ресурсов для покупки или аренды дополнительных машин.

Во время топливного кризиса старые самолеты необходимо заменять новыми, а лизинг самолетов оказывается более дешевым и удобным решением для авиаперевозчиков. Флагманский авиаперевозчик из Саудовской Аравии, Saudia, не арендует никаких самолетов, но это делают, в том числе, ее лоукостеры – flyadeal и flynas, которые в настоящее время находятся в фазе быстрого роста, и в какой-то момент авиакомпаниям потребуются новые самолеты. Кроме того, AviLease может стать арендодателем грузовых самолетов для дочерней компании национального перевозчика Saudi Cargo, которая планирует разместить крупный заказ на новые полностью грузовые самолеты. Учитывая то, что AviLease окажет большую поддержку авиационной экосистеме Саудовской Аравии, вполне возможно, что следующие шаги по расширению отечественной авиационной отрасли будут включать создание новой авиакомпании.

Саудовская Аравия со стратегией двойного хаба

Новая национальная авиакомпания Саудовской Аравии станет ключевым элементом плана Королевства по превращению в региональный авиаузел. К 2030 году Саудовская Аравия планирует увеличить пропускную способность своих аэропортов для обслуживания 330 миллионов пассажиров. Это в три раза больше, чем сегодня. Страна Персидского залива, которая хочет больше не зависеть от экспорта нефти, также будет обеспечивать полеты примерно по 250 направлениям. Сейчас можно летать напрямую из Аравии в 100 пунктов назначения.

В основе плана развития авиации лежит стратегия “двух узлов”, при этом нынешний флагманский авиаперевозчик Saudia будет работать из Джидды, а новый перевозчик будет базироваться в Эр-Рияде, столице страны и деловом и коммерческом центре. История создания второй национальной авиакомпании началась в июне прошлого года, когда страна объявила о планах учреждения нового перевозчика. Власти намерены сделать это в рамках инициативы, известной как Vision 2030, проекта, направленного на снижение зависимости Саудовской Аравии от нефти и увеличения доходом за счет увеличения туризма.

Подписание контракта между Saudia и CFM International
Подписание контракта между Saudia и CFM International

Саудовская Аравия планирует увеличить транзитный трафик до 30 млн к 2030 году. “В 2019 году аэропорты этой страны обслужили около 3 млн транзитных пассажиров. Это почти в десять раз больше, чем в 2019 году, но наша главная цель — увеличить количество прибывающих в Королевство”, — сказал Мохаммед Алхурайси, руководитель отдела стратегии Управления гражданской авиации Саудовской Аравии (GACA).

Королевство, которое к 2030 году планирует принимать 100 миллионов туристов в год, вкладывает значительные средства в развитие своего туристического сектора. Некоторые “гигапроекты” предусматривают инвестиции в размере 500 миллиардов долларов в строительство Неома, футуристического города, спроектированного с учетом принципов устойчивого развития; Инвестиции в размере 10 миллиардов долларов в развлекательный проект под названием Qiddiyah and the Red Sea Project, который будет включать в себя строительство 90 искусственных островов. “Успешный авиационный и туристический сектор Саудовской Аравии окажет влияние на Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию и регион в целом”, — сказал Алхурайси.

Wizz Air будет летать в Саудовскую Аравию

Венгерская авиакомпания Wizz Air откроет новые маршруты из Европы и Объединенных Арабских Эмиратов в Саудовскую Аравию. Перевозчик будет летать из Абу-Даби, Рима и Вены в восточный город Даммам, у которого есть автомобильный мост с Бахрейном. Направления, которые будут открыты в сентябре 2022 года, являются первым шагом к присутствию лоукостера в Королевстве. В прошлом месяце Wizz Air подписала Меморандум о взаимопонимании (MoU) с Министерством инвестиций Королевства Саудовская Аравия. Программа под названием Saudi National Air Connectivity, созданная министерством Саудовской Аравии, направлена ​​на поддержку развития туристического сектора Саудовской Аравии.

Меморандум о взаимопонимании отражает общее видение сторон потенциала, который Wizz Air может привнести в туристического спроса и, таким образом, внести значительный вклад в запланированное увеличение воздушного движения в Саудовской Аравии.

Полеты из Рима в Даммам будут выполняться два раза в неделю, по средам и воскресеньям. Рейсы, соединяющие Саудовскую Аравию с Австрией, запланированы по понедельникам и пятницам. А рейсы из близлежащих Объединенных Арабских Эмиратов будут выполняться четыре раза в неделю. Рейсами между Абу-Даби и Даммамом пассажиры смогут воспользоваться по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Маршрут в Абу-Даби будет обслуживаться дочерней компанией Wizz Air совместно с эмиратским государственным фондом ADQ — Wizz Air Abu Dhabi.

“Wizz Air стремится расширять глобальные связи с пунктами назначения, где есть реальные возможности для роста и расширения. Саудовская Аравия — очень интересный рынок, и благодаря нашей экспансии полеты в Королевство будут очень дешевыми. Наши регулярные рейсы в Даммам обеспечат посетителей круглогодичным солнечным светом и множеством различных направлений для жителей Королевства. Мы благодарим наших партнеров за их поддержку во время переговоров, особенно Министерство инвестиций, Управление гражданской авиации Саудовской Аравии, аэропорт Даммам и правительство Саудовской Аравии. Недавно подписанный Меморандум о взаимопонимании свидетельствует о нашем стремлении поддерживать путешественников в Саудовскую Аравию и из Саудовской Аравии, открывая новую эру авиаперевозок с нашими сверхнизкими тарифами, прямым маршрутом и качественным обслуживанием на борту. Свобода путешествий для всех лежит в основе нашего бренда, и мы будем продолжать делать это, обеспечивая путешественникам в Саудовскую Аравию и из Саудовской Аравии доступ к нашим невероятно низким ценам. Команда WIZZ с нетерпением ждет возможности приветствовать пассажиров на борту нашего современного, молодого и экологичного самолета и поддерживать Vision 2030”, — сказал Роберт Кэри, президент правления Wizz Air.

Андрей Бочкарев