Lufthansa готовится к марафону по выходу из кризиса

“Спринтом мы не выйдем из кризиса. Это будет марафон”, – рассказал японскому агентству Nikkei Карстен Шпор глава Lufthansa. Основная причина изменения рейтингов восстановления после обвала, вызванного пандемией COVID-19, по его мнению, заключается в том, что рынки открываются слишком медленно.

Заземленные самолеты Lufthansa

Заземленные самолеты Lufthansa

При поддержке в  9 миллиардов евро из государственного бюджета и кредитов, гарантированных государством, Lufthansa надеялась быстро восстановить бизнес. Между тем, спрос на рейсы все еще очень слаб, и, например, в конце августа количество рейсов, выполненных немецким перевозчиком, составляло лишь треть от уровня, предшествующего пандемии. В то же время объем пассажирских перевозок упал на 75 процентов, а авиакомпания выполнила лишь половину докризисных регулярных рейсов. Из 760 машин, имеющихся до кризиса, в эксплуатации оставалось только 300.

Что особенно болезненно сказалось на финансовом положении, так это крах сообщений с Азией, особенно с Китаем и Японией. До кризиса по этим направлениям авиакомпания выполняла 45 рейсов в неделю. В начале сентября их было всего 5. Ожидается, что с 16 сентября это число увеличится, поскольку Lufthansa намерена летать в Токио 5 раз в неделю.

Однако по сравнению с июльскими планами это будет немного. “Нам пришлось сократить количество рейсов, потому что на них не было спроса. И увеличение частоты всегда будет зависеть от внутренних правил, независимо от того, касается ли это Китая, Японии, Сингапура или любой другой страны”, – признает Карстен Шпор. И он не скрывает, что эти правила неблагоприятны для восстановления бизнеса.

Правительство Японии решило отменить ограничения на въезд только неделю назад, и только в отношении иностранцев, постоянно проживающих в стране. Но и рассчитывать на запуск сообщения Франкфурт-Нагоя, которым воспользовались работники автомобилестроения, также нет необходимости, ведь желающих вылететь по этому маршруту нет. “Конечно, мы планируем восстановить это направление, но не раньше лета 2021 года”, – признается Карстен Шпор.

Пока что пассажиры, летящие из Германии в Китай, должны проходить карантин по прибытии, даже если тесты, которые они провели перед вылетом, дали отрицательный результат и китайские власти признают эти тесты. “В этой ситуации необходимы новые правила, которые позволили бы перевозчикам справиться с увеличением спроса”, – считает глава LH. При этом он подчеркивает, что ситуация с ограничениями на воздушный транспорт означает, что отрасль не вернется в докризисное состояние раньше, чем в 2024 году.

Сокращать расходы там, где можно

Lufthansa не рассчитывает на то, что полностью задействовать флот удастся до 2023 года, и поэтому, вероятно, придется сократить 26000 самолетов. сотрудники. Перевозчик уже достиг договоренности с пилотами и бортпроводниками, получив разрешение на снижение заработной платы. Но до сих пор нет соглашения с профсоюзами наземного персонала. По словам Шпора, переговорные позиции руководства и социальной стороны все еще слишком далеки друг от друга, чтобы можно было пройти через кризис без увольнений. И пока нет вопроса о найме на работу кого-либо нового.

Также, вероятно, будут проданы отделы общественного питания и финансовых услуг. “Чем дальше отдел от нашей основной деятельности, тем чаще мы задумываемся о таких решениях. Наш основной бизнес — авиаперевозки, кейтеринг и финансовые услуги — намного дальше. Но есть и другие, например, служба технической поддержки, которая находится на полпути. Мы получили 9 миллиардов евро помощи от европейских правительств, в основном от Германии, и мы намерены выплатить ее в течение трех лет. А это означает, что мы должны внести изменения в наши структуры”, – пояснил Шпор в интервью Nikkei.

При этом он не скрывал, что намерен укрепить сотрудничество с All Nippon Airways и United Airlines. “В такое непростое время друзья нужны как никогда. Это приведет к увеличению количества контрактов и увеличению количества пассажиров. Однако мы не намерены менять формулу создания СП, но, с другой стороны, мы намерены углублять это партнерство”, – сказал он. Однако Шпор категорически отрицал, что планирует какие-либо новые капитальные вливания, включая, например, обмен акций.

В Испанию – за 9 евро

По словам президента LH, пандемия создаст единственную в своем роде ситуацию, когда планы развития будут восстановлены любой ценой. Он отметил, что количество пассажиров увеличилось вдвое в период с 2009 по 2019 год, в основном за счет экспансии ближневосточных перевозчиков и бюджетных авиакомпаний. Частично это увеличение было вызвано чрезвычайно низкими тарифами, например, некоторые перевозчики предлагали билеты из Германии в Испанию по цене 9 евро.” Я называю это искусственным ростом, который не является ни устойчивым, ни фактически безответственным. Это вредно для окружающей среды и сотрудников перевозчиков, предлагающих такие тарифы. Но из-за кризиса с коронавирусом, когда у нас будет намного меньше спроса, также будет меньше глобализации, и сила крупнейших экономик мира также уменьшится. По этой причине я убежден, что мы тоже должны согласиться с более низким спросом на авиаперевозки”, – сказал Карстен Шпор.

Пауза в поглощениях

Перед пандемией COVID-19 Карстен Шпор не скрывал, что хотел бы приобрести конкурирующих перевозчиков, таких как TAP Portugal. Эти планы, однако, пока не актуальны. “Конечно, на наш рынок вернется консолидация, но пока мы должны сделать паузу. Во-первых, потому что крупные перевозчики, такие как Lufthansa Group, озабочены внутренней реорганизацией, вызванной текущим кризисом, а во-вторых, более мелкие авиакомпании, которые были готовы взять на себя полученную государственную помощь, теперь не продаются. Но мы в любом случае намерены оставаться на вершине”, – заявляет глава LH.

Андрей Бочкарев