MC-21 “Иркут” смог проехать по мокрой ВПП, но сможет ли он приносить прибыль?

Корпорация “Иркут” успешно провела первые сертификационные испытания, подтверждающие способность самолета МС-21-300 функционировать на мокрых ВПП. Во время испытаний, проведенных в аэропорту Ульяновск-Восточный (на юго-западе России), где имеется 5-километровая взлетно-посадочная полоса, опытный самолет MSN002 проехал по специально сооруженной дорожке, где уровень воды составлял не менее 30 мм.

МС-21 штурмует водные преграды

МС-21 штурмует водные преграды

Первые тесты были направлены на проверку поведения самолета на покрытых дождем взлетно-посадочных полосах и показали, что ни вода из-под самолета, ни капли воды, распыляемые колесами передней стойки шасси, не могут проникнуть в его двигатели и вспомогательную силовую установку (ВСУ). Во время испытаний самолет двигался со скоростью 60 узлов (111 км/ч). В последующих тестах скорость будет увеличена до более чем 140 узлов (259 км/ч).

Для нужд испытаний на ВПП была создана водная ванна с использованием канавок, в которые были помещены резиновые бортики для удержания воды. Полученная лужа имела длину 70 м и ширину 20 м. Согласно плану, МС-21 несколько раз пересек полосу движения, что должно было проверить поведение самолета в различных ситуациях, например при использовании реверса тяги. Результаты испытаний будут проанализированы конструкторским бюро “Иркут”, которое затем воспроизведет широкий спектр типичных сценариев работы.

Ход испытаний записывается комплексом бортовых измерительных приборов, камер видеонаблюдения, установленных на земле и в самолете, а также представителями сертификационных центров и специалистами корпорации «Иркут». Испытания проводятся в рамках программы сертификации самолетов МС-21-300 в соответствии с российскими и европейскими (EASA) стандартами летной годности.

Сертификационный флот

Первый МС-21 взлетел 28 мая 2017 года (73051), второй (73053) – 12 мая 2018 года, третий (73054) – 16 марта 2019 года и четвертый – 25 декабря 2019 года. Два других самолета МС-21 подвергаются статическим и прочностным испытаниям. Также стоит добавить, что в начале ноября прошлого года Эксперты и пилоты Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), а также пилоты и техническая команда корпорации «Иркут» завершили третью летную сессию в рамках новой программы сертификации самолетов.

Новый узкофюзеляжный самолет из России

МС-21 (МС-21 «Магистральный самолет 21 века» – «Главный самолет XXI века») представляет собой серию из трех версий (-200, -300, -400) узкофюзеляжных самолетов средней дальности, способных вместить от 150 до 230 пассажиров. Дальность полета всех них должен быть около 5000 км. На выбор будут доступны двигатели ПД-14A и Pratt & Whitney PW1400G. Самолет спроектирован компанией «Иркут» и конструкторским бюро им. Яковлева. MC-21 – улучшенная версия самолета Яковлева Як-242, которая никогда не производилась. Новая машина должна заменить, в первую очередь, Туполев Ту-154 и в будущем более новый самолет Ту-204/214.

Самый большой заказ до сих пор был размещен Аэрофлотом, который подписал контракт на 50 самолетов МС-21. Почти все клиенты — российские компании, хотя, по слухам, “Иркут” ведет переговоры с Ryanair. Всего было заказано 175 машин этого типа, но это число скоро увеличится, поскольку AK “Якутия” решила на МАКСе этого года в Москве, что у нее будет 10 таких самолетов в своем парке.

Тем не менее судьба самолета вызывает сомнения. Напомним, что злополучный SSJ-100 также прошел сертификационные испытания, однако в серии катастроф унес жизни почти сотни человек. Из-за его ненадежности многие авиакомпании отказались от использования и вернули производителю. Кроме того, он оказался экономически малоэффективным по сравнению с зарубежными аналогами и в самой России применяется только на маршрутах, которые дотируются государством.

Андрей Бочкарев