Рожденный ползать… SSJ-100 признан худшим реактивным самолетом в истории

Статистика – упрямая вещь, но, как показывает практика, не всегда убедительна. Что заставляет производителей выпускать неудачные самолеты, пользователей – эксплуатировать их, а экипаж и пассажиров – подниматься на их борт? Наши эксперты, проанализировав ситуацию сделали вывод, что виной этому – симпатии и антипатии, государственное вмешательство, протекционизм и другие субъективные причины. Побочным эффектом такого анализа стал рейтинг худших реактивных самолетов в истории авиации, который мы предлагаем вашему вниманию.

10. Douglas DC-10

Douglas DC-10

Douglas DC-10

По состоянию на сегодняшний день DC-10 побывал в 33 авариях, в результате которых погибли люди. Самым большим недостатком была неудачна конструкция грузового люка. Это стало причиной первой катастрофы в 1972 году, когда во время полета открылся грузовой люк, что привело к декомпрессии. Самолет удалось посадить, никто не погиб. Очень похожая авария произошла в 1974 году, к сожалению с более трагическими последствиями. За ней последовал двигатель, отвалившийся от крыла во время взлета в 1979 году. Кроме конструктивных недостатков, этот самолет по какой-то причине облюбовали угонщики и террористы. Было 9 попыток угона, один самолет был взорван террористами по заданию ливийского диктатора Муамара Каддафи. Модель остается в эксплуатации по настоящее время в качестве грузового самолета. Сегодня она намного безопаснее благодаря различным модификациям и обновлениям.

9. Ту-144

tu-144

Ту-144

Возможно, одним из самых узнаваемых самолетов в данном списке является это творение КБ Туполева, один из двух сверхзвуковых самолетов (другой – Concorde), который поступил в эксплуатацию в СССР в конце 1970-х годов. В то время как Concorde стал иконой мировой авиации, наспех созданный в стремлении опередить европейцев Ту-144 был его жалким подобием, к тому же смертельно опасным. Первый прототип пассажирского сверхзвукового авиалайнера потерпел крушение во время попытки произвести фурор на авиасалоне в Париже в 1973 году, когда самолет просто развалился в воздухе. Обломками амбиций партийных властей СССР были убиты ни в чем не повинные жители парижского пригорода. Расследование показало, что во время полета произошел отказ 22 из 24 основных систем. Более того, инженеры обнаружили, что два планера, используемых в испытаниях, были очень близки к структурному разрушению. Тем не менее серийное производство Ту-144 было налажено, но, к счастью, он выполнил всего 55 рейсов с пассажирами, прежде чем был навсегда снят с эксплуатации. О нем мы писали более подробно здесь.

8. PZL M-15

PZL M-15

PZL M-15

Разработанная в Польше по заказу Советского союза, эта странно выглядящая модель некоторое время выпускалась серийно. Она была спроектирована для химической обработки полей и в СССР планировалось их закупать их тысячами на замену Aн-2. Но в результате обслуживание PZL M-15 оказалось более дорогим, чем тех самолетов, которых он был предназначен заменить. Ходили слухи, что СССР планировал использовать PZL M-15 для переноски химического и бактериологического оружия во время предполагаемого вторжения в Европу, однако мы не можем знать, правда это или нет. В любом случае советская промышленность всегда ориентировалась на продукцию двойного назначения и заказ полякам поступил довольно странный. В Кремле было принято решение о том, что самолет должен иметь грузоподъемность 2 500 кг, оснащаться турбореактивным двигателем АИ-25 от Як-40 и точка. Польские инженеры почесали затылки и сделали так, как было велено. Результат – налицо. Но он удивил даже дубоголовых заказчиков, которые в итоге умыли руки.

7. Яковлев Як-38

Yakovlev Yak-38

Як-38

Самолет Harrier Jump, которым оснащался британский военно-морской флот, показал вооруженным силам всего мира преимущества вертикального взлета, что вызвало большую зависть в Советском Союзе. Партия дала задание конструкторам сделать самолет лучше, но тем даже не удалось сделать такой же. Як-38 действительно, внешне чем-то напоминал Harrier, но внешностью сходство заканчивалось. Начнем с того, что его дальность была жалкой, как и потуги советских конструкторов повторить успех британцев. Палубный штурмовик с вооружением не мог отдалиться от базы больше, чем на 195 км, иначе возникал риск, что не хватит топлива, чтобы вернуться. Еще более абсурдным был тот факт, что самолет мог летать в жаркую погоду только 15 минут, кроме того, средний налет на один отказ составлял 22 часа. Даже в советских ВВС Як-38 стал объектом насмешек и темой для частушек – “В небе реет грозный Як. Як о палубу х…к”.

6. Bristol-188

Bristol-188

Bristol-188

Этот самолет побил рекорд скорости в 1947 году, преодолев звуковой барьер, который вдохновил различные военно-воздушные силы по всему миру на создание собственных быстрых опытных самолетов. Британский Bristol-188 был разработан, чтобы летать на скорости 2,6 Маха, но был смертельно опасен. Его топливные баки протекали во время полета, и он даже не мог оторваться от земли, пока не набирал со скоростью 300 миль в час, что требовало очень длиной взлетно-посадочной полосы. Самолет также наотрез отказался приближаться к скорости Мах 2, не говоря уже о Мах 2.6. После того, как Королевские ВВС вложили в этого белого слона 20 миллионов фунтов стерлингов, проект был закрыт.

5. МиГ-23

МиГ-23 худшие самолеты мира

МиГ-23

Немногим советским летчикам и их коллегам из социалистических стран удавалось оценить качества и характеристики западных самолетов. С другой стороны западным летчикам и специалистам часто доставались захваченные союзниками США или переданные сателлитами СССР советские истребители.

Несмотря на технологическую отсталость советских самолетов летчики-испытатели, авиационные эксперты и технические специалисты в целом давали хорошую оценку простым в управлении и эксплуатации МиГ-21, но не его преемник МиГ-23, считался ими кошмаром и мировой скорбью авиастроения. Так думали не только западные специалисты, но и летчики и механики из СССР и тех стран, которым этот истребитель поставлялся. По словам одного бывшего советского летчика, молодые коллеги ненавидели летать на нем.

Часть МиГ-23 поступила в американскую 4477 эскадрилью, которая занималась испытаниями и изучением зарубежных конструкций. Как оказалось, НАТО не спроста дало этому самолету садомазохистское название “Frogger” (бичеватель).

Впечатленное успехом американского F-4 Fantom, партийное руководство СССР дало задание конструкторскому бюро Микояна создать нечто подобное. Те, вероятно, хотели как лучше, но получилось как всегда. Т.е. плохо. Главная проблема заключалась в том, что по требованию руководства, самолет должен быть сверхзвуковым, но при этом оперировать с неподготовленных аэродромов. Надо понимать, что это очень противоречивое задание.

Тяжелое и мощное шасси в сверхзвуковой самолет вписывается не очень хорошо. Чтобы его скомпоновать, пришлось установить двигатели в крайне недоступном для обслуживания месте. А качество советских двигателей всегда оставляло желать лучшего, поэтому МиГ-23 был кошмаром не для противника, а для собственных механиков.

4. Ил-62

Ил-62

Ил-62

Этот пассажирский самолет был призвать стать флагманом советской авиации и стал, но при этом получил прозвище убийцы пассажиров. Более комфортабельный, чем предыдущие самолеты советского производства, восхищал пассажиров, привыкших к спартанским условиям. Но с надежностью у него были большие проблемы. Казалось бы четыре двигателя должны были обеспечить высокий уровень безопасности. Как хвалились конструкторы, самолет мог летать с двумя неработающими двигателями. Правда, это всего лишь теория. Да, на практике тоже можно было просто выключить один двигатель, другой двигатель и лететь. Вроде практика подтверждала теорию, только проблема в том, что авария двигателя и его выключение – разные вещи. В первом случае он мог разлететься и повредить остальное оборудование самолета, в том числе управление хвостовым оперением со всем вытекающими. А дублирование систем предусмотрено не было.

Самолет позиционировался как первый дальнемагистральный авиалайнер. Но и с этим были проблемы. Навигационная система была крайне отсталой и прокладывая курс, например, над Атлантикой, можно было так ошибиться, что дотянуть до запасного аэропорта не представлялось возможным.

Было выпущено всего чуть более 200 штук, более 20 потеряно в авариях и катастрофах, которые унесли жизни более 1000 человек. Более опасного самолета история не припомнит. Разве только Ту-154. Но о нем позже.

3. Ту-154

Ту-154

Ту-154

Ту-154 – самый популярный советский реактивный самолет, производившийся с 1972 по 2013 год. Учитывая высокую аварийность, массовость продолжительность производства этого самолета вызывает изумление. Так, из сотни крупнейших авиакатастроф мира, в неполном десятке участвовали Ту-154. Самолет даже экспортировался в страны-сателлиты Советского союза, главным образом в те, где жизнь пассажиров ценилась меньше, чем дружба с Большим Братом. По рейтингу нашего портала, он занял второе место среди “самолетов-убийц” сразу после Ил-62/М.

Главным недостатком этого самолета пилоты считают сложность управления и непредсказуемость поведения при взлете и посадке. Самолет морально устарел примерно через 10 лет выпуска. К конструктивным недостатком можно добавить необходимость большого экипажа для управления и низкая топливная эффективность. Тем не менее решение о снятии его с производства и постепенном выводе из эксплуатации в России было принято только после того, как один из экземпляров принадлежащий министерству обороны, рухнул в Черное море.

2. Як-42

Як-42

Як-42

Як-42 разрабатывался для замены Ту-134. Принят в эксплуатацию в 1980 году, через 3 года после первого полета. Уже через два года произошла первая авиакатастрофа. Самолет, выполнявший рейс SU-8641 по маршруту Ленинград—Киев, через 1 час 50 минут развалился в воздухе над Белоруссией. Погибло 132 человека – все находившиеся на борту. К чести тогдашнего СССР, были признаны конструктивные недостатки и производство самолета приостановлено. Оно возобновилось только в 1984 году и, и несмотря на продолжающиеся аварии и катастрофы с участием этой модели, продолжалось почти 20 лет – до 2003 года.

Тогда на замену морально устаревшим советским самолетам авиакомпании стали покупать модели западных производителей и спрос на отечественную технику упал. Як-42 находится в коммерческой эксплуатации некоторыми перевозчиками. Хотя ставился вопрос о ее запрете после того, как произошла очередная авиакатастрофа под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда “Локомотив” из этого города.

Кроме того, что самолет был ненадежным, он был и крайне неудобным. Пассажиры, имевшие сомнительное счастье полетать на этой машине, отмечают, что им особенно запомнилась маленькая дверь, которая заканчивается на высоте груди взрослого человека и заставляет его сильно наклоняться при посадке и выходе из самолета. К этому следует добавить неудобные сиденья и незакрепленные элементы, которые во время полета создают впечатление, что они вот-вот отвалятся.

1. SSJ-100

злополучный

SSJ100

Первое место в нашем антирейтинге справедливо занял пресловутый SSJ-100. Несмотря на рекламную шумиху, которой сопровождалось оглашение программы первой российской конструкции, интерес авиакомпаний был к нему не большой и мало кто из авиационных экспертов обращал внимание на появление очередной скорби мирового авиастроения, пока один из демонстрационных образцов не вляпался в гору во время рекламного полета для индонезийского рынка. Совместная российско-индонезийская комиссия каким-то чудом нашла в катастрофе вину пилотов. Индонезийский потенциальный лаунч-клиент в ответ на это пожал плечами, но не счел доводы сторон убедительными и на всякий случай снял заказ.

На этом эпопея не закончилась. Когда страсти вокруг первой катастрофы поулеглись, SSJ-100 удалось навязать нескольким иностранным авиакомпаниям. И тут проявились не только недостатки “СуперДжета”, но и полная маркетинговая бездарность сотрудников ОАК, производящей этот самолет. Частые поломки можно было бы скрыть быстрой поставкой запасных частей. Но видимо возиться с такой мелочью после продажи самолетов и получения денег было уже не интересно. Иностранные эксплуатанты остались один на один со своими проблемами, после чего стали отказываться от эксплуатации и возвращать бесполезные воздушные суда, которые еще не были разобраны на запчасти.

После трагической авиакатастрофы в марте прошлого года настороженность, с которой принимали самолеты российские авиакомпании, сменилась страхом за жизнь своих клиентов и терпение многих лопнуло. Несколько российских перевозчиков, которые уже смирились с низкой экономической эффективностью этих самолетов, попытались отказаться от опасных “суперджетов”. Но не тут-то было. В этой стране не все так просто устроено. Оригинальное решение нашла авиакомпания “Якутия”, которая отправит свои SSJ-100 подальше от своих пассажиров – в Африку с гуманитарной миссией.

Самым большим и трудноустранимым недостатком “суперджетов” считаются двигатели. Они были специально разработаны для этой модели и производятся совместной французко-российской компанией. Большинство современных производителей применяют на своих самолетах более или менее унифицированные двигатели имеющие аналоги у других моторостроителей, поэтому при возникновении проблем по согласованию с заказчиком можно заменить на альтернативный.

Среди других часто встречающихся неисправностей – трещины в фюзеляже в районе крепления хвостового оперения, течи гидравлики в шасси, сбои в работе электрооборудования. Последний недостаток, по всей видимости, стал причиной трагической авиакатастрофы в марте прошлого года. Официально признана вина пилота, но если она и есть, то только в том, что он не смог безопасно посадить неисправный самолет. Очень сомнительная вина.

В результате конструктивных недоработок “суперджет” эксплуатируется в разы реже, чем его импортные конкуренты. Суточный налет у различных перевозчиков редко превышает 4-6 часов в то время как другие летают по 12-16. Тем не менее этот самолет вошел в историю авиации…. как единственный от которого отказалось больше клиентов, чем заказало. Что ж, рожденный ползать летать не может.

Андрей Бочкарев

23 комментария so far.

  1. Олег:

    Потрясающая по степени технической безграмотности писанина! Поздравляю, вы умудрились переплюнуть даже легендарного “эксперта по авиации от ГосДумы” Романа Гусарова! Статья – набор как “неверно истолкованных бабкиных слухов о пересказе соедкой технических данных” до откровенного вранья.
    Моя сестра-гуманитарий (учительница русского языка и литературы) и то лучше в авиации разбирается! Раньше говорили: “Вы хоть ‘Юный Техник’ почитайте, чтоли…”. Теперь я вас адрессую на airwar.ru – сайт энтузиастов, но более чем информативный.

  2. Автор в попытках слепить заданную грязь видимо не слышал про книгу J.Winchester 1000 worst aircraft.

  3. Алекс:

    Автор прав. А то что тупая вата истерит, лишь подтверждает это

  4. Аноним:

    Автор Раньше казался более адекватным. Статья – абсолютный бред!

    Не буду даже перечислять сколько в ней тупых бабских эмоций и откровенной лжи. Для примера: Ту 154 упал в море в Каком году?! 2016! А из коммерческой эксплуатации его когда вывели все, кроме Алросы???

    Главное, во что хочется ткнуть автора: если «эксперты признали», то перечислите КОНКРЕТНыЙ перечень показателей! Налет на борт, кол-во инцидентов, кол-во перевезенных пассажиров – что именно сравнивалось? Потому что эксперты всегда оценивают по набору параметров.

    Нет набора? Ну так Вы – базарная баба вместе с Вашими «экспертами».

  5. Странник:

    Сухой суперджет-это очень грамотно спроектированный и качественно собранный самолет. Все агрегаты, система управления, гидравлика и электроника зарубежного производства. Это интернациональный самолёт. Из российского только каркас и сборка, но и это выполнено на высоком уровне. Зачем говорить о том, чего вы не знаете? На рынок не пускают это самолёт, корпорации, мать их… А боингом своим можете подтереться, это тоже самое только в 10 раз дороже.

  6. Аноним:

    Блестяще! Берём вызывающий заголовок, смешиваем в кучу военную и гражданскую авиацию, разбавляем несерийным прототипом, добавляем какашек побольше, и вуаля, радуемся просмотрам.
    Особенно радует “объективность” расстановки мест в рейтинге. SSJ-100 серийно выпускается 12 лет, и за это время было 2 инцидента со смертями (специально не беру их количество, потому что сравнение с DC-10 по количеству трупов не корректно). За обозначенный период DC-10 6 раз становился участником инцидентов с трупами(потеряно/списано 6 самолётов) всего инцидентов за 12 лет — 10. Як-42 за первые 12 лет погибли 3 машины при выполнении полётов, попытки угона и расстрела на земле не рассматриваю. Все данные в сети спокойно гуглятся. Автор, не пишите больше про авиацию, пишите про детские игрушки, а серьёзные темы со статистикой и интерпретацией статистических данных оставьте людям поумнее.

  7. Andre:

    Кто не пускает на рынок? Русский ум – изобретательный ум! Только, конечно, ходу ему не дают, да и хвастать он не умеет…Изобретет что-нибудь и поломает или же детишкам отдаст поиграть, а ваш француз изобретет какую-нибудь чепуху и на весь свет кричит. На чужбине А. П. Чехов (если кто-то не понял – это был сарказм великого русского писателя в адрес тех, диванных экспертов и псевдопатриотов).

  8. Олег:

    Конкорд- Первый полёт прототипа состоялся в 1969 году, ввод в коммерческую эксплуатацию произошёл в 1976 году.
    ТУ-144 – Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового транспортного самолёта (британско-французский «Конкорд» совершил первый испытательный полёт 2 марта 1969 года). 5 июня 1969 года впервые в истории транспортной авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978.
    Это википедия. Забанили что ли? Откровенный брехун.

  9. Антон К.:

    Летал я на SSJ-100. И он мне понравился много больше, чем Боинг. Комфортность пассажира на высоте. Малошумный и очень быстрый. Наговор конкурентов на него и не более.

  10. Аноним:

    Аффтор – классический Му де Ак.

  11. Павел:

    Автор ссылается в статье на аварию ssj-100 в марте прошлого года. Только авария была в 5 мая прошлого года. Если мы именно про ту аварию говорим, где летчика посадят. Конечно, ssj-100 шумноват и комфорта в нем поменьше, чем в airbus. Багажные полки мелкие, в туалете не развернуться. Те кто пишет, что ssj-100 комфортный, мягко говоря, лукавят.

  12. Татьяна:

    Очень тяжело читать. Во-первых, из-за желания нагнать жути и посыла “Все – говно, а российское – тем более”. Во-вторых, по причине банальной безграмотности. Где стыковка окончаний? Где знаки препинания?

  13. виамакс:

    Странно , а где простите Боинг 737 max? где Ан-148 ? по первому ЗАПРЕТ на производство и эксплуатацию!!! второй при серии 43 самолета – 2 авиакатастрофы с кучей погибших. ??? Автор – Лев Пейсахович, вы, или крестик снимите, или трусы наденьте…

  14. Алексей:

    Редкостный бред, детали даже разбирать нет желания – в каждой фразе вранье, безграмотность в теме и ангажированность. Автору надо завязывать с наркотой

  15. Владимир:

    Я служил на такр “Киев” в 80-х, наш палубный ЯК-38 выполнял задачи обеспечения флотской группы и сравнивать его радиус действия от авианосца и от какой-то абстрактной базы – нельзя. А такую гнусную частушку я услышал сегодня впервые – наверное автор “далекий от истины” сам придумал.

  16. А зато как тупая рагуля возбудилась! Прям бальзам в кастрюлю налили…

  17. Аноним:

    Полный бред.

  18. Doul:

    В шоке, никаких аргументов, все обвинения голословные, меня больше шокирует про Ту-144, отказ из 24-22 системы, где он взял-причину катастрофы до сих пор не выяснены, более того французская сторона, всячески мешала проведению объективного расследования-т.к., существовало подозрение о причастности к крушению французского истребителя, насчет МиГ-23, недалеко от нас базировался 905 ИАП, который был вооружен МиГ-23, и ихние пилоты с техниками(по крайнем мере большинство и многие сейчас живут-только на пенсий) жили в нашем многоквартирном доме, так вот показав статью, они уржались до упаду и вы верите этому бреду, слабое место МиГа было только бортовая электроника(но это проблема всего СССР, и слабая боевая нагрузка(2000кг), нагрузка сходная самолетами 2 мировой войны и только. Сразу видно автор питает смертельную ненависть на СССР, собрав только сплетни, я поражаюсь как этот сайт позволил опубликовать, а впрочем сайт то французский.

  19. АК:

    Ха-ха. Смешно. Давненько не удавалось почитать столь много фееричного бреда, явно от малограмотного диванного пидаростка прыщавого возраста, с какого-то перепоя решившего, что он игзпирд. Помнится примерно такие же интернетовские игзпирды все орали про непревзойденный Ка-50, который гробят злые дяди военные, не хотящие принимать его на вооружение. Хотя у пидаростка в игрушках цэ був найкрйшый свынтопрул.

  20. Аноним:

    купленный бредоносец!

  21. А:

    Господи !!! Армяне отказались мексиканцы от 22х отказались якуты отказались из 11 в Ростове летают 6 в АФЛ е из 50 16 на лету Что еще НЕ ПОНЯТНО Налет 3 часа в сутки Тот же кла сс Бразильский Эмбрайер в s 7 все все 17 бортов летают и средний налет 14 часов в сутки

  22. Алексей:

    А комментировать тут нечего. Аффтор вили полный лох в авиации, или ( что более вероятно), аффтору заплатили 30 сребреников за эту бредятину. Почему- то аффто решил, что он лечше всех эксперьов знает причины авакатастроф. Начиная от Ту-144 в Ле-Бурже и заканчивая Суперджет в мае прошлого года. А уж про то, что Ил-62 сложный и не предсказуемый в управлении-ржунимагу. Больше и сказать нечего. Все летчики просто смеются с твоей статейки, Более безграмотного опуса я еще не читал.

  23. Олег:

    не позорь предков, исследуй чьи бочки признаны худшими

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.