Самолеты-убийцы пассажиров: Ту-154

Продолжаем начатую в прошлом году серию статей “Самолеты-убийцы пассажиров”. На этот раз речь пойдет о наиболее распространенном в Советском союзе авиалайнере Ту-154.

Ту-154 разработки КБ им. Туполева является одним из самых известных самолетов советского производства. Эти машины до сих пор используются многими авиакомпаниями по всему миру. К сожалению, чаще всего о них становится известно не из-за каких-либо достижений, а в связи с трагическими авиакатастрофами.

Что чаще всего является причиной их аварий? Люди или машины? Конструкторы говорят, что чаще всего причиной катастроф являются ошибки пилотов. Пилоты ссылаются на сложность управления. Эксперты, однако, указывают на многочисленные врожденные дефекты «тушек» и их сильный износ. Это одна из наиболее часто используемых машин до недавнего в пассажирской авиации в России, и до сих пор эксплуатируемой в других слаборазвитых странах.

До появления Ту-154 советские пассажиры летали в довольно спартанских условиях. Предшественники “тушки” не отличались особенным комфортом и другими потребительскими свойствами. Хотя в это время гражданская авиация уже переходила с поршневой на турбореактивную тягу, а на Западе уже несколько лет летали самолеты с немыслимыми для СССР удобствами. Поэтому основное внимание при разработке уделялось потребительским свойствам с приближением к западным образцам. Хотя в остальном это был обычный советский самолет со всеми вытекающими — низкой экономичностью, надежностью, сложностью в обслуживании и эксплуатации.

Первый опытный образец поднялся в воздух в 1968. Через несколько лет эти самолеты поступили в эксплуатацию. Практически сразу стали поступать жалобы от пилотов на сложность пилотирования и частые поломки. Но главный конструктор самолета, пользующийся поддержкой коммунистической власти, яростно отрицал существование каких-либо недостатков, обвиняя пилотов в том, что они не умеют управлять машиной.

Как результат – 70 авиакатастроф, 3000 жертв на 1000 выпущенных бортов. Этот показатель меньше, чем у другого “самолета-убийцы” – Ил-62, но все таки остается высоким по сравнению с аналогичными машинами западного производства. Справедливости ради стоит отметить, что часть трагических катастроф произошла из-за плохой погоды, ошибок диспетчеров и пилотов, но в последнем случае ошибки пилотов были следствием неисправностей, а не причиной катастроф.

Один из таких случаев произошел, когда во время полета Ту-154Б-2 из Красноярска в Иркутск загорелся двигатель № 3. Это стало результатом обычного для СССР производственного брака в турбине низкого давления. Бортовой механик в стрессовой ситуации, однако, по ошибке выключил двигатель №2.

Экипаж понял это через некоторое время. Но огнетушители….не работали, двигатель № 2 удалось перезапустить, но было невозможно контролировать скорость вращения турбин. После выключения двигателя подача топлива не прекращалась, так как в результате пожара были повреждены электронные системы и гидравлика. Пилотам удалось повернуть обратно в аэропорт, но Ту-154, летевший на одном рабочем двигателе, оказался совершенно неуправляемым. Он разбился на взлетно-посадочной полосе, разбившись на несколько частей. Из 111 находившихся на борту выжил только один человек. Стоит добавить, что это была одна из нескольких катастроф Ту-154, которые произошли у Аэрофлота буквально за несколько месяцев.

Наибольшее количество погибших было зарегистрировано 10 июля 1985 года, когда “Туполев” авиакомпании Аэрофлот потерпел крушение в районе города Учкудук в центральной части Узбекистана. Тогда погибло 200 человек.

Как показало расследование, после достижения крейсерской высоты (более 11 км) самолет, выполняющий рейса №7425 начал вибрировать, возможно, из-за несоответствия скорости потолку и текущей массе машины. Пилоты подумали, что это очередная проблема с двигателями, поэтому они совершили еще одну трагическую ошибку: вместо набора скорости они снизили мощность силовой установки.

Ту-154 потерял подъемную силу — дошло до ситуации сваливания и вследствие этого явления самолет неизбежно впал в штопор. До самых последних мгновений пилоты пытались увеличить тягу и восстановить контроль над машиной. Безрезультатно: он разбился недалеко от города Учкудук. В ходе расследования было установлено, что обычная физическая усталость пилотов.

Менее чем годом ранее произошли две катастрофы с участием Аэрофлота Ту-154: в октябре 1984 года погибло 178 человек, а в декабре 110 человек.

Одна из самых, если не самая загадочная катастрофа с участием Ту-154 произошла в сентябре 1975 года. Это время, когда авиакомпании отказываются от рейсов в Бейрут по соображениям безопасности — ситуация на Ближнем Востоке нестабильна, Ливан охвачен гражданской войной. Достаточно сказать, что сам аэропорт в Бейруте время от времени подвергался артиллерийскому обстрелу.

Ту-154 венгерской авиакомпании Malév, который летит по регулярному маршруту между Будапештом и Бейрутом, приближается к посадке в ливанской столице. Он просит разрешения и … исчезает с экранов радаров.

Несколько свидетелей заявили в последствии, что видели огненный шар в небе в тот момент, когда диспетчеры потеряли связь с самолетом. Высказывались предположения, что машина была сбита ракетой, запущенной израильским истребителем, кто-то говорил, что он был сбит сирийцами. Ходили слухи, что на борту могло быть оружие для арабских террористов, поддерживаемых тогда странами-сателлитами Советского союза.

Официального объявления по этому вопросу не было. Точно известно, что машина упала в море у побережья Ливана и что все 60 человек из находившихся на борту погибли. Причина так и не была установлена, а самолет и его черные ящики не были найдены. Вполне возможно, что причиной была очередная, банальная техническая неисправность.

Несмотря на столь неудачную конструкцию, самолеты Туполева оставались популярны на советских авиалиниях. 25 декабря 2016 года еще одна катастрофа Ту-154 произошла под Сочи. В этот раз погибло 92 человека, в основном участники хора им. Александрова. Только после этой катастрофы было принято решение вывести в России данную модель из эксплуатации, но она до сих пор является популярным авиационным транспортом средней дальности в других слаборазвитых странах.

Андрей Бочкарев

14 комментариев so far.

  1. Петр:

    Можно и не читать эту глупую статью. Автор, на картинке Як-42. Вы что-нибудь соображаете в самолетах?

  2. Владимир:

    Этого человека я знал работали на одном заводе его звали юрий

  3. Олег:

    Я конечно извеняюсь, но кто писал этот бред хотя бы знает количество загрузки пассажирами самолета Ту-154) может Вы с боингом-777,что то спутали? А реально , самый безопасный самолёт был и в СССР и РФ

  4. Александр:

    Аффтарр не пиши про авиацию, не надо. Это не твое! Лучше распространяй опусы о модных салонах!

  5. Аноним:

    Очередной долбоеб пишет на тему, о которой не имеет и малейшего представления. Самый аварийный самолет B737 за счет его массовости. Естественно у Ту154 число катастроф выше чем, к примеру на Як42, так как соотношение построенных самолетов было 5:1 примерно. Полная некомпетентность автора в теме проявилась еще и в отзыве об Ил62, у которого общее число катастроф за все время эксплуатации не превысило и десятка. Это был очень надежный самолет с высокой степенью резервирования систем и отличными летными характеристиками. Здесь достаточно упомянуть о том, что нос самолета имел настолько оптимальную форму, что не позволял выходить на закритические углы атаки и исключал аэродинамический подхват. Самый большой минус советских самолетов это их топливная неэффективность. Еще раз: автор долбоеб.

  6. Геогий:

    Читал, читал статью состоящую из некомпетентных домыслов, полуправды, некоторых фактов и неправильных выводов. В общем ерунда полная.

  7. Андрей:

    Как любят комментаторы читать не то что написано. И верить в мифы о надежной советской технике.
    ту-154 – 3 погибших на одну выпущенную машину (1026 машин, 3078 погибших)
    ил-62 – 3,75 (289 машин, 1086 погибших). форма носа это конечно важно, но в катастрофах и авариях потеряно почти 10% парка машин. видимо нос не спас.
    B737 – 0,52 (10575 машин, 5562 погибших)

    где там автор соврал, то?

  8. Юрий:

    Андрей, давайте отделим мух от котлет. Например, две аварии Ил-62. СССР-86456 – Разбился в Якутске на посадке, бортинженер ошибочно поставил взлетный режим на 1 и 4 двигателе из-за чего заблокировались спойлеры на углах около 15 градусов, а самолет начал набирать скорость. СССР-86613 – Выкатился за пределы удлиненной снежно-ледяной полосы на посадке в Магане из-за ошибок экипажа – пилот первый раз садился зимой на грунтовку и не заметил начала полосы. Оба борта списаны и вошли в ваши проценты погибших машин. Только вот вопрос – а причём тут надёжность Ил-62??? Источники: russianplanes.net airdisaster.ru

  9. Maxuta:

    Согласен с Анонимом. Начиная от фото самолета и заканчивая абсолютной некомпетентностью в вопросе. Читая, блевать тянет на таких авторов.

  10. СА:

    А что ты про зарубежные не пишешь или там все тах хорошо, потому что тебя там нет…

  11. Сергей Fazza:

    Прочитал этот “опус” и предыдущие комментарии… Первое, что бросилось в глаза – это, конечно же, горящий Як-42 на фото. Дальше можно было не читать, но я продолжил на свой страх и риск.
    Бред полнейший! Автор совершенно не в теме, хотя бы потому, что на Ту-154 никогда не было бортмеханика: его квалификации для понимания такой сложной машины уже не хватало, и поэтому в состав экипажей ввели специалистов с высшим образованием – бортинженеров. Ну, и так далее, и тому подобное…
    Автор, ты хотя бы посмотри документальный фильм режиссёра Дмитрия Черкасова “Ту-154. Моя легенда”. Послушай, что в фильме лётчики говорят об этой машине. Да, строгой. Да, сложной. Но – любимой всеми. И почитай книги Василия Васильевича Ершова, командира корабля, пилота-инструктора авиакомпании “Сибирь”, пролетавшего на “тушке” много лет и подготовившего десятки классных лётчиков. Хотя бы одну из них, их не так много. Например, “Записки ездового пса”. Может быть, изменится мнение о самолёте, который в 70-80-е годы был самым популярным и массовым авиалайнером в СССР, летал и до сих пор ещё летает под флагами многих стран.

  12. Аноним:

    На фото Як-42.

  13. Ташкентский:

    автор написал Бред

  14. Макс:

    Автор ничего не смыслит в том , что написал. Идиот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.