На авиасалоне в Сингапуре была показана новая разработка европейского авиационного концерна — самолет Maveric. Это модель, с помощью которой французский производитель тестирует новые технологии и решения с июня прошлого года. Airbus предполагает, что пассажирский самолет по схеме летающего крыла может способствовать значительному снижению расхода топлива.
Модель, представленная Airbus, имеет длину 2 м и ширину 3,3 м. Maveric, или Model Aircraft for Validation and Experimentation of Solid Innovation Controls, была разработана на основе схемы летающего крыла. По словам производителя, это потенциально дает возможность снизить расход топлива почти на 20 процентов по сравнению с авиационными конструкциями, созданных по традиционной аэродинамической схеме.
Airbus видит в этом шанс и для совершенно новых возможностей в плане компоновки салона и его оборудования или лучшей интеграции двигательных установок. Однако, с точки зрения пассажира, изменения не кажутся столь благоприятными — вопрос о расстоянии между сиденьями или ширине проходов, вероятно, будет зависеть от клиента, и возможность размещения еще большего количества мест в ряду может не понравиться всем.
Производитель также не упоминает, какие изменения придется предпринять аэропортам, чтобы эксплуатировать самолеты, имеющие аэродинамическую схему летающего крыла. Опыт использования A380 показывает, что инвестиционные затраты в инфраструктуру могут иметь решающее значение для будущего новой конструкции.
Работа над Maveric началась три года назад, и впервые модель взлетела в воздух в июне 2019 года. С тех пор были проведены испытательные полеты, которые продлятся до конца второго квартала этого года.
“Airbus использует новейшие технологии с учетом будущего авиации. Тестирование различных вариантов конструкции позволяет нам оценить их полезность при создании продуктов, которые смогут выйти на рынок”, – говорит Жан-Брайс Дюмон, вице-президент Airbus. Он подчеркивает, что нет конкретной даты ввода новой конструкции в эксплуатацию, но ее следует рассматривать как демонстрацию технологий, которые могут быть использованы в коммерческих самолетах будущего. Он также отмечает, что это еще один шаг к снижению воздействия авиации на окружающую среду.
Maveric – не единственная исследовательская программа Airbus. В настоящее время компания также работает над гибридно-электрическим двигателем в рамках E-FAN X и над программой ATTOL для обеспечения автономного взлета и посадки городских воздушных такси.
Андрей Бочкарев