В последние годы данные, поступающие из авиационного сектора, с каждым годом внушали все больше и больше оптимизма. Количество рейсов увеличивалось, билеты становились дешевле, люди путешествовали все чаще. Но обычно время от времени случаются кризисы, вносящие хаос во весь рынок. Пандемия COVID-19 в 2020 году не стала исключением.
Воздушные перевозки и доходы резко сократились, и в течение нескольких месяцев казалось, что весь мир остановился. Теперь, когда 2020 год закончился, мы можем оглянуться назад, посмотреть статистику и подсчитать, где оказалась отрасль и насколько она откатилась назад. Так с каким годом можно сравнить разные результаты 2020 года?
Пассажиро-километры – 1999 г. (- 67 проц.)
По данным нашего портала, глобальные перевозки в пересчете на пассажиро-километры (RPK) в 2020 году были на уровне, который последний раз наблюдался в 1999 году. Однако RPK – лишь одна из многих возможных статистических данных.
Регулярные рейсы – 1994 г.
Общее количество выполненных регулярных рейсов уменьшилось еще больше. 1994 год был последним годом, когда количество прибытий в аэропорты было меньше, чем в 2020 году. В эту цифру не включены нерегулярные рейсы, поскольку их гораздо труднее отследить.
Количество пассажиров – 2004 г. (- 60 проц.)
Согласно анализу ИКАО, 2020 год сопоставим с 2004 годом. Ключевым показателем здесь является количество пассажиров – еще один показатель, который упал до уровня, наблюдавшегося недавно, почти два десятилетия назад, когда мир вышел из кризиса после событий 11 сентября 2001 года.
Международные рейсы – 1998 г., внутренние – 2005 г.
Поскольку границы во многих странах мира оставались закрытыми большую часть прошлого года, количество международных полетов сократилось гораздо больше, чем внутренних.
Действующие самолеты – 2015 г.
Парк летающих коммерческих самолетов также значительно сократился, поскольку многие перевозчики приземлили свои самолеты и переправили их в аэропорты, где они хранились во время пандемии. В конце марта 2020 года, в разгар кризиса, количество активных самолетов достигло всего 12 тысяч. Активный статус не означает, что самолет выполнял рейсы, а только то, что он мог их выполнять.
Выбросы CO2 – 1965 г.
С другой стороны, меньшее воздушное движение означает снижение воздействие на окружающую среду. Согласно отчету Global Carbon Project, в 2020 году выбросы CO2 от самолетов снизились примерно на 75 проц., т.е. достигли уровней, которые наблюдались в последний раз в середине 1960-х годов. Общее сокращение выбросов в 2020 году было намного ниже, поскольку доля авиации в глобальных выбросах CO2 составляет менее трех процентов.
Андрей Бочкарев