Простой подсчет количества пассажиров, летящих из Бухареста в Тбилиси, дает представление о проблемах, с которыми сталкивается румынская национальная авиакомпания Tarom. Сдается, что только тщательная оптимизация может спасти перевозчика.

Очень спорные направления
На борту аэробуса A318, вмещающем 113 человек, нередко их всего 30-40. Маршрут Бухарест-Тбилиси, который выполняется два раза в неделю, был запущен в октябре 2018 года одновременно с очередным рейсом из румынской столицы в другой город в Кавказском регионе — Ереван в Армении. Идея запуска рейсов на Кавказ спорна: мало румын живет в Грузии, мало грузин живет в Румынии. То же самое относится и к Армении. Однако, поскольку, авиакомпания государственная, это мало кого волнует.
В то время, когда самые успешные частные авиакомпании в Европе, особенно Wizz Air, увеличивают количество мест, следуя росту численности диаспор в регионе, Tarom делает обратное. В Великобритании проживает более миллиона румын – Tarom обслуживает только два маршрута в эту страну. Средняя занятость мест в самолетах этой авиакомпании составляет менее 75 процентов (по сравнению с 92 процентами Wizz Air).
В результате, несмотря на некоторое недавнее увеличение доходов, Tarom сталкивается с серьезными проблемами. Ожидается, что авиакомпания потеряет почти 39,8 миллиона евро в 2019 году, и, по словам нового румынского министра транспорта Люсьена Боде, у нее в распоряжении на текущие нужды всего 20 миллионов евро.
«Ситуация выглядит очень плохо», – сказал он в интервью румынскому телеканалу 12 декабря. Министерству транспорта принадлежит более 97 проц. компании.
Поможет ли Евросоюз?
Теперь Боде намерен попросить у Евросоюза помощь примерно в 47 миллионов евро для спасения авиакомпании, а также возможность выделить 23 миллиона евро из румынского бюджета. Деньги будут потрачены на модернизацию авиапарка.
Основанная в 1954 году авиакомпания Tarom в последние годы стала синонимом неэффективности, кумовства и коррупции. Выяснилось, что 800 из 2000 сотрудников компании были родственниками. Попытки внести изменения различными руководителями срывались советом директоров авиакомпании. Нынешний генеральный директор, Джордж Барбус, является шестым главой Tarom в этом году.
Руководство и сотрудники компании долгое время боялись приватизации, не желая терять свои удобные позиции. Правительство Румынии пообещало продать авиакомпанию еще в 2012 году в рамках соглашения о спасении с Международным валютным фондом. Покупателей не нашлось, но скорее всего здесь свою роль сыграло кумовство и через него – тихий саботаж продажи.
Признание Боде проблем Tarom и желание инвестировать в авиакомпанию обнадеживает. Но модернизированный флот и вывод убыточных маршрутов вряд ли ее спасут. Это может сделать только глубокая реструктуризация, а затем и приватизация.
Андрей Бочкарев