Неплатежеспособный аэропорт Франкфурт-Хан продан новым владельцам

Инвестиционная фирма Swift Conjoy GmbH из Франкфурта-на-Майне приобрела неплатежеспособный немецкий аэропорт Хан. Аэропорт, который находится в 130 км от финансовой столицы Германии, был признан банкротом по решению немецкого суда в конце октября прошлого года. Судья назначил администратора, которому будет поручено спасти погрязшую в долгах компанию. Новые владельцы гарантируют, что все сотрудники сохранят свои рабочие места, а порт получит инвестиции и будет расширяться.Когда-то аэропорт был значимой базой для лоукостеров, в т.ч. для Ryanair. Однако вскоре после того, как ирландская авиакомпания пришла главный аэропорт Франкфурта, она значительно сократила операции. Аэропорт, однако, оставался грузовым авиаузлом, но с возвращением Ryanair, решившего прекратить свои услуги в крупнейшем аэропорту Германии после повышения аэропортовых сборов, похоже, что ситуация в аэропортовой компании постепенно начинает улучшаться.

Что касается пассажирских перевозок, то золотым годом для Франкфурт-Хан был 2007-й. С тех пор ежегодное количество пассажирских авиаперевозок начало довольно быстро снижаться. Однако там, где количество пассажирских рейсов сократилось, значительно увеличилось количество грузовых рейсов. К сожалению, в последние несколько лет в этом аэропорту также наблюдается значительный спад грузоперевозок. Вновь они стали быстро расти в 2015 году. Аэропорт оставался ценным грузовым узлом в 2020 году, когда спрос на грузовые перевозки резко вырос. По данным Cirium, в прошлом году спрос снова значительно упал, а количество пассажирских рейсов несколько увеличилось в годовом исчислении.

В этом году впервые с 2014 года запланировано больше пассажирских, чем грузовых перевозок.
Новые владельцы аэропорта, безусловно, надеются вернуть в аэропорт большую часть грузопотока. Одним из недостатков аэропорта является его удаленность. Хотя он обычно рекламируется как аэропорт Франкфурта, поездка на автобусе до порта занимает более двух часов. По прямой он находится ближе к центру Люксембурга, чем к центру Франкфурта.

Цена сделки держится в секрете

Мэр коммуны Кирхберг Харальд Розенбаум, на территории которой расположен аэропорт Хан, очень доволен тем, как все обернулось, так как аэропорт для местного сообщества является крупным работодателем. И конкурсный управляющий Ян Маркус Платнер, и новый владелец предполагают, что условия контракта будут выполнены в ближайшее время. Также было решено, что цена покупки не будет разглашаться общественности.

Немецкие СМИ указывают, что продажа является так называемой сделкой с активами. Имущество передается новым владельцам, которые после выполнения всех договорных условий перенимают аэропорт без финансовых обязательств. Существующие акционеры потеряют свои доли и, как и кредиторы аэропорта, останутся в процедуре банкротства, которую продолжит конкурсный управляющий.
SWIFT CONJOY GmbH является результатом слияния CIP – CONJOY Investment Partners и многосемейной компании SWIFT Holding (SWIFT Group). Головной офис GmbH находится во Франкфурте. В результате слияния будет сформирован консорциум для инвестиций в аэропорт Франкфурт-Хан. CONJOY была основана в 2021 году британскими и австралийскими предпринимателями и позиционирует себя как опытную “в сфере авиации, аэропортов, туризме и розничной торговле”.

Мартин Мэнселл, один из директоров CONJOY, консультирует аэропорт Хан в качестве независимого консультанта с 2020 года. SWIFT может похвастаться 12-летним “международным знанием и многолетним опытом реструктуризации недвижимости, финансирования и развития инфраструктуры”.

Новый инвестор планирует расширить порт

“Мы очень рады, что процесс по проведению тендера успешно завершен. Полеты будут продолжаться до тех пор, пока условия контракта не будут выполнены в рамках процедуры банкротства, а затем новым покупателем”, — сообщил Платнер. Управляющие директора SWIFT CONJOY Тобиас Штайер и Мартин Мэнселл объявили, что они “продолжат и интенсивно расширят пассажирские и грузовые перевозки во Франкфурт-Хан и обратно”. Они также дали обещание продолжить инвестиции и создание рабочих мест в регионе.

Президент ассоциации “Граждане за аэропорт Хан” Вернер Хайх рассчитывает на развитие регионального аэропорта. Активисты местного сообщества приветствуют информацию о продолжении грузовых и пассажирских перевозок. Как обычно, у аэропорта есть и противники. Олаф Саймон, председатель гражданской инициативы против аэропорта Хана, менее воодушевлен продажей. Саймон не верит, что SWIFT CONJOY способна сделать то, чего не сделали предыдущие владельцы, — улучшить положение порта.

Аэропорт Хан — бывший военный аэропорт США, где редко выдаются разрешения для ночных полетов. Порт расположен в структурно слаборазвитом районе Хунсрюк, поэтому из маркетинговых соображений аэропорт получил название Франкфурт-Хан. По данным ассоциации аэропортов ADV, пропускная способность Хана с января по май 2022 года снизилась по сравнению с тем же периодом прошлого года.

С другой стороны, количество пассажиров, резко возросшее после снятия ограничений, введенных в связи с очередными волнами коронавирусной пандемии, все же явно ниже, чем количество пассажиров, обслуженных за первые пять месяцев 2019 года. Как сообщается на сайте аэропорта, в настоящее время аэропорт ищет сотрудников, готовых работать во многих областях, в том числе в наземной службе, пожарных командах аэропорта или магазинах беспошлинной торговли.

В 2016 году правительство земли Рейнланд-Пфальц едва не стало жертвой махинаций китайской компании Shanghai Yiqian Trading, которая, по-видимому, хотела сначала купить 82,5 процента доли в компании, управляющей аэропортом Frankfurt-Hahn GmbH. Год спустя китайская группа HNA, которая тем временем боролась с серьезными финансовыми проблемами, приобрела 82,5 процента акций аэропорта за 15 миллионов долларов у правительства земли Рейнланд-Пфальц. Земле Гессе по-прежнему принадлежит 17,5 проц. акций.

Андрей Бочкарев