Новая ливрея для VFW6 D-ASAX 14-640

Новая ливрея для исторического самолета VFW614

Группа стажеров Airbus с завода в Гамбурге нанесла новую ливрею на исторический пассажирский самолет VFW 614 с регистрационными знаками D-ASAX (серийный номер G.15).

Новая ливрея для VFW6 D-ASAX 14-640
Новая ливрея для VFW614 D-ASAX

Самолет под регистрационным знаком F-GATI был поставлен в сентябре 1977 года компании Air Alsace. Он был списан в феврале 1980 года, а в 1997 году компания Daimler-Benz Aerospace превратила его в демонстратора технологий для изучения авионики и системы управления полетом fly-by-wire для проекта A380. С января 2002 г. по 3 апреля 2014 г. D-ASAX находился на перроне аэропорта Бремена. Весной 2006 года самолет был отремонтирован и получил новую окраску самолета G.11 (D-BABK). С 2018 года D-ASAX находился на заводе в Гамбурге.

VFW 614, предназначенный для замены находящегося на вооружении самолета DC-3 Dakota, был построен инженерами завода EWR-Nord в Федеративной Республике Германия в начале 1960-х годов. Среди разработок того времени он отличался тем, что двигатели устанавливались в гондолах на верхней поверхности крыла, что позволяло ему работать с грунтовых аэродромов (считалось, что расположенные над крыльями двигатели не будут всасывать пыль с взлетно-посадочной полосы). Кроме того, это уменьшило расстояние между фюзеляжем и полосой, что облегчило погрузку и разгрузку через откидываемый трап в носовой части самолета, служащий также люком.

Прототип VFW 614 поднялся в воздух 14 июля 1971 года. В качестве силовой установки использовались два двигателя Rolls-Royce / SNECMA M45H мощностью 32,4 кН каждый. Дальность полета составила около 1100 км, а пассажирский салон вмещал 48 человек.
Когда небольшие авиакомпании начали размещать свои первые заказы на VFW 614, Vereinigte Flugtechnische Werke присоединилась к Fokker и подписала соглашения с SIAT / MBB, Fairey, SABCA и Shorts, чтобы обеспечить ожидаемый уровень производства. Однако пакет заказов оказался весьма скромным – купить VFW 614 решили всего три небольшие компании. Датская авиакомпания Cimber Air приобрели 2 самолета, а французские Air Alsace и Touraine Air Transport – 3 и 8 соответственно.

Наконец, в 1977 году, после того, как было выпущено всего 19 экземпляров (включая 3 прототипа), и проект не мог быть продолжен, было решено его свернуть. Одним из факторов, определивших низкий уровень продаж VFW 614, было то, что компания Fokker сосредоточилась на продаже собственных разработок – F-27 и F-28.

В 1980 году большинство самолетов было возвращено производителю, который либо сдал их на слом, либо оставил военным для испытаний взрывчатых веществ. Три VFW 614 оставались в распоряжении Flugbereitschaft des Bundesministeriums der Verteidigung (FBS BMVg, правительственное транспортное крыло) до лета 1998 года. Затем они были проданы датской компании MUK-Air, которая, однако, так и не нашла им применения.

Последним пригодным к полетам VFW 614 был D-ADAM (серийный номер G.17), приобретенный в 1981 году Deutschen Zentrums für Luft- und Raumfahrt (DLR, Немецкий авиакосмический центр), который базировался в аэропорту Брауншвейга и использовался для исследований. Однако из-за интенсивной эксплуатации и возрастающих проблем с получением запасных частей он был официально выведен из эксплуатации 27 июня 2012 года. 7 декабря того же года он вылетел последним рейсом в музей авиации Шлайсхайма.

Андрей Бочкарев