Новые узкофюзеляжные самолеты вытесняют широкофюзеляжные с дальнемагистральных рейсов

В последние годы два крупнейших производителя самолетов, европейский Airbus и американский Boeing, начали поставки дальнемагистральных узкофюзеляжных самолетов, созданных  на базе двух их флагманских машин из этого сегмента рынка, то есть Airbus A320 и Boeing B737.

Новые самолеты обладают увеличенной дальностью полета, потребляют меньше топлива и обеспечивают больший комфорт во время полета.  Начало, положенное португальской авиакомпанией  TAP или казахстанской Air Astana,  подтверждает тенденцию к выбору таких самолетов авиаперевозчиками.

Boeing – американский производитель, базирующийся в Рентоне, штат Вашингтон, США. Разработка новой версии культового 737 началась десять лет назад, на три года раньше, чем Airbus, с разработки нового A320. B737 MAX выпускается в трех модификациях: -8, -9, -10.

Версии популярного узкофюзеляжного самолета  различаются количеством посадочных мест и дальностью полета, которая достигает максимум 7000 км. Самая популярная версия MAX – -8 – доступна в двух вариантах: с одноклассным салоном эконом-класса на 189 мест или с двухклассным салоном с  18 местами  в бизнес-классе и 150  – в эконом-классе. Самолет характеризуется на 15 проц. меньшим расходом топлива по сравнению с предшественником, что приводит к снижению удельных затрат на пассажира. B737 MAX используется на маршрутах, которые е авиакомпании обычно обслуживают с помощью широкофюзеляжных самолетов, таких как Dreamliner или A350 Airbus.

При применении B737 MAX проще добиться высокого коэффициента заполнения мест. Обслуживание  таких сообщений  становится прибыльной. Примером может служить использование B737 MAX 8 польскими авиалиниями LOT на рейсах в Дубай и  Нур-Султан. На начальном этапе выяснилось, что MAX более экономичен с точки зрения расхода топлива, чем его конкурент A320neo на целых 15 процентов.

Airbus, отметив, что тенденции использования самолетов авиакомпаниями меняются, решил представить перевозчикам  новое предложение в виде самолетов того же семейства, но с увеличенной дальностью полета. Самолет со стандартной вместимостью 164-206 пассажиров (максимум 240 кресел по сравнению с 220 в оригинальном A321-200) пользуется у авиакомпании такой же популярностью, как и базовая версия. До начала поставок Airbus получил заказы на 1388 единиц. A321 – это новый самолет среднего размера (NMA), который заменит ранее не выпускавшийся B757 в этом сегменте рынка.

На замену A320 в 2014 году была представлена ​​версия neo, получившая обозначение A321LR (long range), с увеличенной с 6850 км до 7400 км дальностью полета, которая стала возможной  благодаря увеличенной взлетной массе с 93,5 до 97 тонн с тремя дополнительными топливными баками.

Еще большая дальность узкофюзеляжных самолетов?

Airbus, видя, что авиакомпании заинтересованы в самолетах меньшего размера, способных преодолевать большие расстояния, решил подготовить продукт, соответствующий этим потребностям. Европейский производитель объявил о выпуске версии A321XLR. Это будет следующая версия модели из семейства A320, на этот раз  сверхдальнего. Самолет сможет беспосадочно пролететь 4700 морских миль или 8700 километров.

Новая версия в стандартной двухклассной конфигурации может принять на борт от 180 до 220 пассажиров. Топливная эффективность A321XLR по сравнению с предшественником составляет около 30 процентов в пользу новой модели. Он оснащается салоном от флагманской модели этого самолета под названием AIRSPACE. В связи с глобальными экологическими тенденциями новый самолет поможет снизить выбросы CO2 и добиться углеродной нейтральности. Этот самолет обеспечивает высокий коэффициент загрузки, а значит и доходность. Американская авиакомпания JetBlue Airways выбрала эту модель для обслуживания запланированных рейсов из центральных и восточных штатов Северной Америки в Европу из-за экономических результатов, а также комфорта пассажиров.

Wizz Air заинтересована в обслуживании своих новых маршрутов с помощью A321XLR, который мог бы летать с ее недавно открытой базы в столице Объединенных Арабских Эмиратов – Абу-Даби. Это позволило бы добраться до большинства городов африканского континента, например, Кейптауна или Азии, например Пекина.

MAX авиакомпании  Turkish Airlines будет летать в Африку

Авиакомпания Turkish Airlines (TK), которая базируется в новом аэропорту Стамбула, заменивший старый, переполненный стамбульский аэропорт  им. Ататюрка, является пользователем Boeing 737 MAX и более старой версии 737-900 ER. Флот турецкой авиакомпании,   предлагающей рейсы в наибольшее количество стран и городов мира,  состоит из 22 самолетов 737  MAX, из которых 18 в версии -8 (151 место – 16 в бизнес-классе, 135 в эконом-классе) и 4  – в версии большего размера -9 (169 мест – 16 в бизнес-классе, 153 в эконом-классе). В последнее время авиакомпания использует эти самолеты на рейсах в Африку. Новейший MAX с регистрационными номерами TC-LYA был поставлен 29 сентября, но он оставался на стоянках завода в Рентоне с 2019 года из-за приостановки эксплуатации этих самолетов по всему миру после двух трагических катастроф, которые произошли в Индонезии и Эфиопии. На  самолете  этой модели Turkish Airlines обслуживает рейсы в Камерун, Нигерию, Танзанию, Руанду, Уганду, Джибути и Сомали.

TK66 – в 18:15 рейс вылетает из Стамбула, затем примерно через 6 часов 30 минут прибывает в Дуали, а затем продолжает свой полет  в столицу Камеруна – Яунде. Рейсы выполняются с частотой три рейса в неделю;

TK669 – Стамбул – Яунд – Дуала;

TK623 – Стамбул 1:30 – Абуджа (Нигерия) 5:55. Рейсы  длятся 6 часов и отправляются ежедневно;

TK606 – Стамбул 19:10 – Кигали 0:40 – Энтеббе 3:25. Рейсы выполняются  ежедневно.

TK686 – Стамбул 01:30 – Джибути 6:50 – Могадишо 09:45. Рейсы выполняются  ежедневно.

TK568 – Стамбул 18:10 – Занзибар 1:50 – Дар-эс-Салам 2: 50-3: 45. Рейсы выполняются  3 раза в неделю.

 

На указанных маршрутах перевозчику легче заполнять самолет пассажирами, а высокая загрузка сказывается на рентабельности сообщений. Авиакомпания может рассчитывать на большую доходность для рейсов на Занзибар в Танзании, который является типичным местом отдыха и туризма.

Air Astana  предпочитает A321LR

Авиакомпания имеет операционные базы в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и нынешней столице – Нур-Султане (до недавнего времени Астана). В августе этого года Air Astana получила шестой самолет A321 LR. A321neo авиакомпании Air Astana принимает на борт 166 пассажиров в двух классах обслуживания: 16 в бизнес-классе (2–2) и 150 в экономическом классе (3–3). Новые самолеты дают казахстанскому перевозчику возможность осваивать новые европейские и азиатские маршруты.  Центральноазиатский перевозчик используют  самолеты повышенной дальности для полетов в Европу: Франкфурт-на-Майне (FRA) и Лондон-Хитроу (LHR).

Airbus A321LR авиакомпании Air Astana
Airbus A321LR авиакомпании Air Astana

Перелет KC921 во Франкфурт занимает 6 часов, а рейс KC922 обратно на базу – 5 часов. Возобновлены полеты в британскую столицу с частотой 2 рейса в неделю. Полет  на запад занимает 7 часов 15 минут, обратный путь – 6 часов 30 минут. Air Astana во время курортного сезона использовала A321LR на ежедневных рейсах в Подгорицу в Черногории. На пике лета, правительство Черногории приостановило действие визовых правил для граждан Казахстана, а авиакомпания использовала смягчение правил въезда для организации ежедневных рейсов, которые вызывали значительный интерес. К сожалению, с сентября правительство Черногории распорядилось вернуть въездные визы, что привело к приостановке сообщения. Перевозчик из Казахстана также использует самолеты для полетов в турецкий Стамбул и Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах.

Рекордный рейс TAP

Португальская авиакомпания TAP побила рекорд времени прямого полета A321LR на 10-часовом перелете из Мапуту в Мозамбике в Прайю (Кабо-Верде) в Атлантическом океане. Ранее самолет совершал рейсы со своей базы в лиссабонском аэропорту им. Умберто Делгадо в Прайю, Луанду в Анголе и Мапуту. Рейс  TP9302 преодолел расстояние 4700 морских миль за 10 часов 7 минут, что является на сегодняшний день  рекордом продолжительности для  этой модели. Однако это был разовый грузовой рейс. В настоящее время TAP использует эту модель для полетов в Торонто, Канада, города на восточном побережье США и некоторые города Бразилии.

Наблюдается растущая тенденция использования узкофюзеляжных машин Boeing или Airbus на маршрутах, предназначенных, скорее, для широкофюзеляжных самолетов. Все чаще открываются сообщения, которые ранее для этого типа самолетов были бы убыточными. Широкофюзеляжные машины трудно заполнить на некоторых рынках, и перевозчики в первую очередь должны сосредоточиться на прибыли.

Андрей Бочкарев