Новый аэропорт Стамбула принял первый авиалайнер

В качестве первого воздушного судна в Istanbul New Airport приземлился президентский авиалайнер Реджепа Эрдогана. Официально воздушное движение там будет открыто 29 октября.


Тогда же старый аэропорт потеряет свой код IATA „IST”, который будет перенесен на новый аэропорт. Расширение аэропорта им. Ататюрка в Стамбуле не представлялось возможным из-за плотной городской застройки вокруг него. Из-за недостаточной пропускной способности некоторые рейсы национального турецкого перевозчика Turkish Airlines, были вынуждены пользоваться вспомогательным аэропортом им. Сабихи Гёкчен, которое в состоянии обслужить 28 млн пассажиров в год. Расстояние между Сабиха Гёкчен и Ататюрка – 40 км, а от нового вспомогательный аэропорт удален на 75 км.

Президентский авиалайнер был встречен в новом аэропорту водным салютом из пожарных брандспойтов и радостными возгласами строителей, которые постепенно уже покидают объект. Все навигационные тесты принесли позитивные результаты и воздушная гавань стоимостью 7 млрд евро уже практически готова.

В конечном итоге новый аэропорт в Стамбуле сможет принимать 200 млн пассажиров ежегодно. Благодаря этому Турция намерена конкурировать с Дубаем и Катаром, а в действительности аэропорт может потенциально стать самым большим пересадочным центром в мире, благодаря своему уникальному месторасположению.

Воздушная гавань располагается на поверхности 76,5 млн квадратных метров в 35 км от Стамбула. Территория, на которой она расположена, представляла собой на 95 процентов лесистую местность, принадлежащую государству, и заброшенные шахты. Изначально пропускная способность будет составлять 90 млн пассажиров в год, а по окончанию второй фазы расширения – 200 млн. В новом аэропорту будет базироваться около 100 перевозчиков, обслуживающих более 250 направлений.

Тендер на строительство нового аэропорта, обслуживающего Стамбул, был объявлен в мае 2013 года. В нем приняло участие 15 турецких строительных компаний и две зарубежных. Тендер выиграл консорциум Cengiz-Kolin-Limak-Mapa-Kalyon, который был обязан выплатить 26,1 млрд евро за лицензию на управление новым аэропортом в течение 25 лет. Ему было отведено 42 месяца на строительство всей инфраструктуры и, как видно, он оказался в состоянии сдать объект в срок. Строительство началось в мае 2015 года. По завершению стройки он будет иметь 6 взлетно-посадочных полос, 16 рулежных дорожек, 165 телескопических трапов на четырех терминалах.

Существующей ныне главный аэропорт Стамбула им. Ататюрка обслужил в 2017 году более 63 млн пассажиров и является пятым по величине в Европе. Крупнейшей авиакомпанией, которая там базируется, является Turkish Airlines. С начала этого года и до конца мая она перевезла уже более 29 млн пассажиров, а за весь прошлый год – 68,6 млн. После запуска нового аэропорта территория, занимаемая старым, будет превращена в огромный парк.

Строительство гигантского аэропорта не обошлось и без скандалов и противодействия. Экологи обвинили власти в нанесении ущерба окружающей среде, а административный суд Стамбула в феврале 2014 года выдал постановление о запрете строительства. Несмотря на это, в середине 2014 года был заложен первый, символический камень в фундамент. При строительстве аэропорта из-за нарушений техники безопасности по официальным данным погибло 27 человек. Однако профсоюзы считают, что это количество занижено. По их подсчетам каждую неделю погибало 2-3 человека.

Андрей Бочкарев