Новый ход дела в расследовании авиакатастрофы с генеральным секретарем ООН на борту

«Авиационная катастрофа 1961 года, в которой погиб генеральный секретарь ОНН Даг Хаммаршельд, могла быть спровоцирована другим самолетом. Это следует из большого количества ранее отсутствующих доказательств», — сообщает корреспондент портала aviav.ru, ссылаясь на новый доклад британских разведслужб по этому делу.

Новый ход дела в расследовании авиакатастрофы с генеральным секретарем ООН на борту

Реконструкция падения самолета генсека ООН


Корреспондент имеет в виду новые материалы о смерти Хаммаршельда, переданные в августе нынешнему генсеку ООН Антонио Гуттерешу. Доклад ссылается на новые доказательства, ранее не предъявленные властями США, Великобритании, Бельгии, Канады и Германии.

Швед Даг Хаммаршельд, второй в истории ООН ее генеральный секретарь, погиб вместе с членами делегации, а также шведским экипажем самолета Douglas DC-6 в авиакатастрофе на территории британского протектората Южная Родезия (сегодняшняя Замбия). Он летел в Катангу, взбунтовавшуюся и самую богатую провинцию Конго, являющейся ныне частью Демократической республики Конго. Его целью были переговоры о перемирии между центральными властями и повстанцами, поддерживаемых горнорудным концерном Union Miniere и европейскими наемниками. Хаммаршельд посмертно был награжден Нобелевской премией Мира. Два следствия по делу о катастрофе, проведенные британцами сразу после нее, указали на ошибку пилота.

Спустя много лет независимое расследование, предпринятое шведом Гораном Бьёркдахлом, сотрудником гуманитарной организации, и британкой Сьюзен Уильямс, исследователем из лондонского Института изучения Британского сообщества и автора книги 2011 года «Who Killed Hammarskjoeld?» (Кто убил Хаммаршельда?), убедило ООН сделать новую оценку этого дела. По утверждению Бьёркдахла, Хаммаршельд был убит.

В феврале текущего года танзанийский судья Мохаммед Чанде Отман, руководящий специальным отделом ООН по расследованию обстоятельств смерти Хаммаршельда, был уполномочен подготовить доклад по этой теме. По его мнению, власти США и Великобритании перехватили радиопереговоры с территории и во время катастрофы. «Рассекречивание их содержания могло бы пролить свет на подробности события 56-летней давности», — сообщает корреспондент aviav.ru, который видел доклад Отмана.

Среди установленных в докладе находятся такие факты: в феврале 1961 года Франция тайно поставила повстанцам в Катанге три военных самолета Fouga. Они использовались для воздушных атак, летали ночью, поднимались с грунтовых взлетно-посадочных полос в Катанге.

Появились и новый доказательства, подкрепляющие версию французского дипломата Клода де Кемулари, бывшего ассистентом Хаммаршельда, и утверждавшего, что в 1967 году бельгийский пилот по кличке Боксель, летавший в качестве наемника повстанцев, рассказывал ему, что давал предупреждающий огонь, чтобы повернуть направляющийся в Ндолу самолет, и случайно повредил крыло. Отман за отведенное ему время не был в состоянии выяснить личность Бокселя.

Британские и родезийские власти во время катастрофы получали сообщения ООН и располагали оперативными службами в регионе. Поэтому в британских архивах могут оставаться не рассекреченные потенциально ключевые доказательства. В Ндоле и ее окрестностях во время катастрофы находились и американские разведчики, а также военные.

При желании Вашингтон мог бы предоставить более подробную информацию. По мнению Отмана, прежнее расследование не приняло во внимания свидетельств от местных очевидцев, которые видели второй самолет и вспышки в небе в ночь катастрофы борта генерального секретаря ООН. «Не были в должной мере рассмотрены показания Гарольда Джульена, сотрудника безопасности, который говорил медицинскому персоналу, что перед самой катастрофой видел «искры в небе»», — рассказал Отман. Джульен был единственным выжившим в катастрофе и умер через шесть дней после нее.

«На основании всей доступной нам информации, кажется вполне правдоподобным, что причиной катастрофы могла быть внешняя атака либо угроза непосредственной атаки, вызывающая временную дезориентацию пилотов», — гласит вывод доклада Отмана. «Самолет, на котором находился Хаммаршельд, мог быть подбит, прежде чем попал в катастрофу, и доказательств этого нельзя так легко игнорировать», — считает судья из Танзании.

Отман утверждает, что бремя доказательств теперь лежит на странах-членах ООН, которые должны сделать полный пересмотр всех донесений, раскрыть архивы, имеющиеся в их распоряжении, а также освободиться от синдрома секретности, хотя бы в мере, необходимой для пролития света на обстоятельства катастрофы.

Судья из Танзании считает, что эта необходимой информацией, прежде всего, является запись радиопереговоров из района авиакатастрофы, и призвал страны, которые могут ей располагать, в том числе США и Великобританию, проверить свои архивы. Отмана особенно интересуют сведения, касающиеся того, что случилось в последние минуты полета DC-6 с Хаммаршельдом на борту, которые могли бы «опровергнуть или подтвердить одну из существующих гипотез».