Очередная государственная авиакомпания показала свою несостоятельность

Правительство ЮАР объявило о продаже 51-процентной доли акций национального перевозчика South African Airways (SAA) консорциуму Takatso, который первоначально обещал профинансировать его более 3 миллиардов рандов (221 миллион долларов), чтобы восстановить деятельность. С декабря 2019 года перевозчик находился под особой защитой от кредиторов, но его положение сильно ухудшилось из-за пандемии, и в сентябре 2020 года он приостановил всю деятельность, когда практически остался без средств. SAA – одна из немногих государственных компаний в Южной Африке, зависящих от государственной помощи, которая ложится тяжелым бременем на государственный бюджет во время быстро растущего долга.

Партнерство с местным консорциумом компаний Takatso, а также с африканской инвестиционной группой Harith Global Partners и авиационной компанией Global Aviation облегчат это бремя. Как заявил журналистам министр предпринимательства Правин Гордхэм, государство больше не будет финансировать авиакомпанию, которая в апреле получила последнюю государственную помощь в размере 7,8 млрд рандов.

Правительство оставит у себя 49 процентов акций и намеревается продавать их на бирже, что позволит решить его будущие потребности в финансировании. “Цель состоит в том, чтобы найти партнера для SAA, который улучшит ее положение благодаря техническому, финансовому и операционному опыту, что обеспечит появление устойчивого, умного и прибыльного перевозчика”, — сказал министр.

Соучредитель и президент консорциума Чепо Малое сказал, что этих 3 миллиардов рандов должно хватить на то, чтобы авиакомпания работала от 12 до 36 месяцев. Со временем правительство может уменьшить свою долю, потому что оно больше не намерено заниматься этим бизнесом и не желает вкладывать в него деньги.

Генеральный директор Takatso Гидон Новик объявил, что IPO авиакомпании не состоится в ближайшие 3 года, поскольку SAA сначала должна достичь прибыльности. Консорциум постарается как можно скорее возобновить ее деятельность, сначала внутри страны, а затем в регионе. Международные перевозки будут запущены позже, а маршруты будут выбраны более тщательно. SAA будет стремиться к партнерству с крупными авиакомпаниями. Авиакомпания по-прежнему будет иметь налоговый адрес в ЮАР, правительство получит “золотую акцию”, обеспечивающую 33 процентов прав голоса.

Будет также определена стоимость дочерних компаний, включая кейртеринговую Air Chefs, SAA Technical и низкобюджетного перевозчика Mango, а решения об их судьбе будет принято позже.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM