Очередной демарш Qatar Airways в адрес Airbus

На авиасалоне в Фарнборо Boeing и Qatar Airways подписали окончательное соглашение на поставку 25 самолетов 737 MAX. Руководство компании объявило о заказе на 737-10, который, по словам производителя, является самым большим и экономичным узкофюзеляжным самолетом американского производителя.Согласно пресс-релизу, последний заказ обеспечит ближне- и среднемагистральный флот катарского перевозчика самолетами с большей экономичностью, топливной эффективностью и устойчивой работой. Таким образом, Катар официально снял свои претензии к самолетам B737 MAX и через три года после отмены предыдущего заказа покупает 25 единиц B737 MAX 10. Акбар аль-Бакер, глава Qatar Airways, сообщил Boeing в июне 2020 года, что не будет забирать заказанные 737 MAX 8, мотивируя тем, что авиакомпании больше не нужны самолеты этого типа после того, как она отказалась от инвестиций в Air Italy. В октябре 2016 года Qatar Airways разместила один из своих самых важных и крупнейших заказов на самолеты. Затем катарский авиаперевозчик заказал 30 штук B787-9 и 10 – B777-300ER. Контракт также содержал пункт о намерениях приобрести 60 самолетов 737 MAX. Однако только сейчас Qatar Airways подтвердила некоторые из заказов на 737 MAX.

В сентябре 2017 года Boeing объявил, что ближневосточный перевозчик заказал 20 самолетов 737 MAX. Позже аль-Бакер дал интервью Sky News. Когда его спросили о заказе на B737 MAX, он упомянул, что авиакомпания предупредила производителя, что MAX ей больше не нужен. “Мы заказали только 30 штук MAX. Мы уже проинформировали Боинг, что нам придется заменить их самолетом другого типа, потому что мы купили его для конкретной авиакомпании, в которую инвестировали, но из-за ее банкротства мы были вынуждены выйти из нашего партнерства, поэтому нам 737 MAX больше не нужен”, — сказал тогда аль-Бакер.

Самый дешевый в эксплуатации узкофюзеляжный самолет

Как рекламирует сам производитель, B737 MAX 10 должен стать самым дешевым узкофюзеляжным самолетом, который когда-либо производился с точки зрения стоимости на одно место. Самолет сможет перевозить до 230 пассажиров, что на 10 больше, чем максимальная вместимость более крупного MAX 9. Новый MAX 10 будет оснащен двигателями CFM LEAP-1B, как и все другие версии MAX.

Boeing выбрал относительно простые модификации, не обремененные высоким конструктивным риском. Для увеличения максимально возможного количества посадочных мест фюзеляж был удлинен на 66 дюймов, или менее 1,7 м. Шасси также было изменено, чтобы обеспечить безопасный взлет и посадку самолета с удлиненным корпусом. Крылья будут иметь немного другую форму, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, особенно при полете на малой скорости. Кроме того, производитель применил несколько более легкие комплектующие и изменил конструкцию двери.

Покупка самолетов Boeing была продиктована решением Airbus

Ранее в этом году Airbus разорвал контракт Qatar Airways на A321neo из-за конфликта вокруг A350, который продолжается уже несколько месяцев. Сейчас известно, что из-за накалившихся отношений с Airbus катарский перевозчик ничего не потерял и решил публично дать французскому производителю пощечину, а перед этим довести дело до суда.

Qatar Airways однозначно получил от Boeing хорошую скидку

Конечно, у Qatar Airways были споры с поставщиками в прошлом, прежде чем они пришли к компромиссным соглашениям. Его генеральный директор Акбар аль-Бакер известен своим неоднозначным поведением, иногда критикуя как Airbus, так и американского конкурента Boeing за предполагаемые производственные и стратегические ошибки. Например, он вел «медиа-переговоры» с Airbus. На Dubai Airshow 2011 он публично заявил, что Airbus не может строить грузовые самолеты, а затем через два дня подписал контракт на самолеты A320 и A380.

Тем не менее, отказ от самолетов A350 произошел в очень сложное время для Airbus, поскольку он стремился достичь своей цели по поставкам к концу 2021 года, и Qatar Airways тогда анализировала предложение Boeing о замене своего парка из 34 грузовых самолетов, предстояло выбирать между B777XF или новейший A350F.

Как говорил Джон Лихи, бывший вице-президент и создатель успеха Airbus в последние годы, аль-Бакер никогда не платит по прейскуранту. То же самое произошло и сейчас. По неофициальной информации, стало известно, что за заказанные MAX он заплатит половину их прейскурантной стоимости, то есть около 3,5 млрд долларов, а 20-миллиардный заказ 777-8F будет стоить около 12 млрд долларов со всеми опциями. Путаницу с Airbus, конечно, выиграл Боинг, но неизвестно, чем это кончится, так как аль-Бакер любит эпатировать и не исключено, что он тоже уладит вопрос с поставкой A321neo. По крайней мере такое сообщение можно найти в недавних сообщениях СМИ.

Андрей Бочкарев