Omicron замедлил темпы восстановления пассажиропотока по всму миру в конце прошлого года

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила, что в ноябре бум авиаперевозок продолжился. Появление нового варианта коронавируса – омикрон снизило эффективность перевозок авиакомпаний  всего мира. Спрос на международные рейсы продолжал расти, поскольку все больше и больше стран открывали свои границы. Однако объем внутренних перевозок упал, в основном из-за ужесточения ограничений на поездки в Китае.

Поскольку сравнение месячных результатов 2021 и 2020 годов искажено влиянием пандемии COVID-19, все сравнения относятся к ноябрю 2019 года, что соответствует запланированному росту спроса.

«В ноябре продолжилось восстановление воздушного движения. К сожалению, правительства слишком остро отреагировали на появление варианта Omicron в конце месяца и прибегли к проверенным, но безуспешным методам закрытия границ, чрезмерному обязательному тестированию и карантину, чтобы замедлить его распространение. Неудивительно, что продажи билетов на международные рейсы, совершенные в декабре и начале января, резко упали по сравнению с 2019 годом, что сделало первый квартал более сложным, чем ожидалось. Если опыт последних 22 месяцев что-то и показывает, так это то, что корреляции между введением ограничений на поездки и предотвращением передачи вируса практически нет. И эти меры очень усложняют жизнь. Если опыт — лучший учитель, мы надеемся, что в новом году правительства уделят ему больше внимания», — сказал Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Спрос на внутренние рейсы упал

Общий спрос на авиаперевозки в ноябре 2021 года, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK — Revenue Passenger Kilometers), упал на 47 процентов  по сравнению с ноябрем 2019 года. Это рост по сравнению с октябрьским снижением, которое было на 1,9 процентных пункта больше, чем в октябре 2019 года.

Внутренние авиаперевозки немного ухудшились в ноябре после двух месяцев подряд с ростом. Этот показатель, выраженный в RPK,  упал на 24,9 проц. по сравнению с 2019 годом по сравнению с 21,3 проц.  в октябре. В первую очередь это произошло за счет Китая, где трафик сократился на 50,9 проц. по сравнению с 2019 годом, после того как несколько городов ввели более строгие ограничения на поездки, чтобы сдержать распространение омикрон. Спрос на международные пассажирские перевозки в ноябре был на  60,5 проц. ниже, чем в ноябре 2019 года, но на 4,6 процентных пункта выше по сравнению с предыдущим месяцем.

Международные пассажирские рынки

Европа – Трафик на европейских рейсах сократился на 43,7 проц. по сравнению с ноябрем 2019 года. Это улучшение по сравнению с падением на 49,4 проц., зафиксированным в октябре. Пропускная способность снизилась на 36,3 процента, а уровень занятости кресел упал на 9,7 процентных пункта до 74,3 процента.

Северная Америка – перевозчики из этого региона зафиксировали в ноябре  снижение трафика на 44,8 проц. по сравнению с тем же периодом 2019 года. Это лучший результат, чем в октябре, когда было зафиксировано снижение на целых 56,7 проц. Пропускная способность снизилась на 35,6 процента, а коэффициент заполнения кресел упал на 11,6 процентных пункта до 69,6 процента.

Азиатско-Тихоокеанский регион. Международные перевозки авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона в ноябре сократились на 89,5 проц. по сравнению с ноябрем 2019 года. Это было небольшое улучшение по сравнению с падением в октябре, когда трафик снизился на целых 92 проц. Пропускная способность упала на 80 процентов, а уровень заполняемости  упал на 37,8 процентных пункта до 42,2 процента. Это также самый низкий показатель из всех регионов мира.

Ближний Восток.  Перевозчики с Ближнего Востока зафиксировали снижение спроса на 54,4 проц. в ноябре прошлого года по сравнению с ноябрем 2019 года. Это меньшее снижение, чем в октябре, когда трафик сократился на целых 60,9 проц. по сравнению с годом до пандемии. Вместимость снизилась на 45,5 процента, а уровень занятости мест снизился на 11,9 процентных пункта до 61,3 процента.

Латинская Америка – авиакомпании, работающие на южноамериканском континенте, зафиксировали снижение пассажиропотока в ноябре на 47,2 проц. по сравнению с тем же месяцем 2019 года. Однако это было увеличение на 7,4 процентных пункта, если сравнивать ноябрь с октябрем прошлого года. Доступная пропускная способность уменьшилась на 46,6 проц., а уровень занятости мест снизился на 0,9 процентных пункта до 81,3 проц. Это самый высокий результат среди всех регионов за 14 месяцев подряд.

Африка.  Пассажиропоток сократился на 56,8 процента. по сравнению с двумя годами ранее. Это меньше, чем снижение, зафиксированное в октябре прошлого году. Пропускная способность  рейсов в Африке уменьшилась на 49,6 проц. Уровень заполняемости также зафиксировал снижение на 10,1 процентных пункта. Было занято всего 60,3 проц. всех предложенных мест.

Результаты внутреннего трафика

Внутренние рейсы по сравнению с международными составили 54,2 процента. Спрос, измеряемый в пассажиро-километрах, снизился на 24,9 проц. Общая заполняемость сидений уменьшилась на 18,3 процента.

Внутренние перевозки в Австралии достигли 0,8 процента от всех мировых воздушных перевозок. RPK зафиксировал самое большое снижение среди внутренних рынков, оно уменьшилось на целых 71,6 проц. Это объясняется повторным закрытием границ штатов, входящих в состав Австралии.

Внутренний трафик в США упал всего на 6,0 процента  по сравнению с ноябрем 2019 года. Он улучшился по сравнению с октябрем, когда наблюдалось снижение на 11,1 проц. На увеличение показателей авиаперевозок в Соединенных Штатах  повлиял  интенсивный пассажиропоток, вызванный Днем Благодарения.

В Китайской Народной Республике показатели в  пассажиро-километрах сократились более чем вдвое, а именно на 50,9 проц. Доступность предлагаемых мест снизилась на 33,2 проц. Процент занятости мест на рейсах внутри Китая снизился на 22,1 процентных пункта.

Андрей Бочкарев