Оптимизм авиационной отрасли по поводу предстоящего лета стремительно угасает

В последнее время можно часто услышать хорошие новости о том, что все больше авиакомпании возобновляют или запускают предстоящим летом новые рейсы. Однако к такому оптимизму следует относиться очень осторожно. Потому что, как только они их запустят, то также могут и отменить. Впечатление о множестве новых сообщений создается потому что ранее операторы безжалостно сокращали сеть. В реальности же летом 2021 года будет доступна в лучшем случае половина рейсов рекордного 2019 года. И они будут обслуживаться реже, чем тогда.

“Число инфекций постоянно увеличивается, а вакцинация не успевает за предыдущими планами. Мы обеспокоены тем, что Европа может потерять второе лето. И больше всего пострадают южные страны”, – говорит экономист из Morgan Stanley Джейкоб Нелл.

Еще одним признаком того, что ситуация этим летом может быть еще далека от нормальной, стал перенос ежегодной конференции Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) с конца июня на октябрь. IATA не скрывает намерения, провести эту встречу как можно более нормально в нынешних условиях. В конечном итоге около 2000 участников должны встретиться в одном месте в Бостоне. По словам руководителей этой организации, в июне это будет невозможно.

В этой ситуации открытие новых сообщений кажется отчаянным шагом, который, скорее, призван пробудить у потенциальных пассажиров провести отпуск вдали от дома. Между тем, реальность такова, что третья волна пандемии все время нарастает, нет никаких гарантий, что она быстро закончится, а все больше стран вводят ограничения, требующие не только отрицательных результатов тестов, но и карантина.

В середине марта наблюдался пессимистический настрой на фондовых биржах, где акции авиакомпаний и компаний, связанных с туризмом, стали дешевле. Это результат закрытия очередных французских департаментов и новых ограничений, введенных в Италии.

Летний сезон в авиации нашего полушария уже начался. Между тем нет никаких признаков того, что он будет финансово успешным для перевозчиков, как в период до пандемии. “Спрос на путешествия просто не возвращается”, – говорит Лия Райан, аналитик Alton Aviation. По ее мнению, плохие новости о проблемах с вакцинацией и дальнейших ограничениях, которые поступают с рынка, еще больше ограничивают и без того низкий уровень бронирования. Наибольшее беспокойство вызывают данные о росте инфекций COVID-19 в Греции, которая должна стать хитом среди направлений в этом году и некоторых других южных странах, а также проблема с вакциной AstraZeneca и появление новых COVID- 19 мутаций. Остается только надеяться, что после очередного заявления Европейского агентства по лекарственным средствам, по крайней мере, большинство сомнений по поводу британо-шведской вакцины исчезнет.

Лоукостеры, как кажется на первый взгляд, находятся в лучшем положении, научившись гибкости и способные быстро открывать и закрывать направление. И они также эффективно регулируют расходы. Однако по ситуации на фондовых биржах можно видеть, что у инвесторов есть сомнения относительно того, действительно ли их модель будет хорошо работать, поскольку акции Rayaniar, Wizz Air и easyJeta дешевле, чем British Airways, Virgin Atlantic или Air France-KLM. И мы все больше и больше слышим, что авиакомпании не выживут без второго раунда помощи. “К сожалению, существует большой риск того, что до конца этого года будет волна банкротств”, – предупредил недавно покинувший должность генерального директора IATA Александр де Жюняк.

Есть одно исключение из этой мрачной картины – Великобритания. Там вакцинация проходит наиболее эффективно, а настроение потребителей повышается быстрее всего. Но власти этой страны неохотно позволяют своим гражданам летать туда, где еще существует сильный риск заражения. В этой ситуации не исключено, что не ближнемагистральные рейсы станут первым сегментом рынка, а что будет расти спрос на рейсы через Атлантический океан, так как кампания вакцинации в США уже началась. Это сразу отразилось на бронировании, и United Airlines, например, заявила, что уже в марте она перестанет летать с убытками. “Все указывает на то, что Великобритания и США станут лидерами рынка, и первыми начнутся полеты через Северную Атлантику, опередив европейские маршруты”, – говорит Джаррод Кастл, авиационный аналитик UBS.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM