Пандемия закончилась, но проблемы усугубляются

Сотни отмененных и задержанных рейсов. Ограничения в обслуживании на  борту. Перевозчики призывают летать  только с ручной кладью. И дороже, чем до пандемии. Так  выглядит передвижение воздушным транспортом в то время, когда большинство стран снимают ограничения.

Кроме того, существуют противоречивые даже в Евросоюзе санитарные правила. С середины мая в Польше сняты все ограничения, действовавшие  пандемии. В Австрии, Германии и Франции маски остаются обязательными  в аэропортах и ​​на борту самолетов.

Нынешняя ситуация на пассажирских авиаперевозках — это последствия пандемии, которая крайне болезненно ударила по отрасли. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует в этом году возврат на уровень  67 процентов от  допандемического.  После всплеска спроса на билеты, несмотря на рост цен из-за высоких цен на нефть, видно, что этим летом желающих полететь может быть больше, чем в рекордном 2019 году. Хотя IATA предполагает, что за целый год  будет перевезено 3,4 млрд пассажиров против 4,5 млрд до кризиса. Однако в данном случае нехватка одного миллиарда –  результат закрытых китайских границ, так как именно  Китай перед пандемией был крупнейшим авиационным рынком в мире.

Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются пассажиры, в первую очередь связаны с резким сокращением расходов во время пандемии. Большинство авиакомпаний избавились от пилотов и бортпроводников, а остальные значительно сократили им зарплату. Финансовые результаты Turkish Airlines уже лучше (но не по объему перевозок), чем до пандемии, но экипажи по-прежнему зарабатывают меньше, чем в 2019 году. Во время пандемии Lufthansa ввела платное питание эконом-класса на ближне- и среднемагистральных рейсах. Несмотря на это, из-за увольнений в сфере общественного питания даже за деньги не всегда есть возможность его  обеспечить, потому что некому его  готовить. «В бизнес-классе таких ограничений нет», — говорится в сообщении перевозчика.

Голландская KLM призвала пассажиров в течение нескольких дней путешествовать в  Амстердам и из него по возможности  только с ручной кладью, поскольку наземные службы объявили забастовку. Во Франкфурте и ряде других аэропортов Германии не хватает сотрудников контроля безопасности, поэтому самолеты брали на борт только пассажиров из Шенгенской зоны. В Великобритании очереди для проверки безопасности занимали много часов, потому что по-прежнему не хватало сотрудников. До Brexit там работали граждане ЕС. Сегодня их нет. В этой ситуации задержка вылета  по-прежнему в порядке вещей. А летом будет еще хуже.

 Кто виноват?

«Во всех бедах, которые мы сегодня ощущаем, нельзя винить ни авиакомпании, ни аэропорты, потому что они делают все, что в их силах. У перевозчиков и менеджеров аэропортов не было другого выбора, кроме как сократить расходы во время пандемии, поэтому они уволили работников. Вот почему многие люди ушли из авиации и не вернутся к нам», — говорит Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Так кто виноват? По словам Уилли Уолша, власти, которые хоть и во время кризиса оказывали отрасли существенную финансовую помощь, потом решили, что у них больше нет никаких обязательств. И в качестве примера указывается, что обучение диспетчеров службы безопасности аэропортов до пандемии длилось пять недель, а сейчас в два раза дольше.

  Андрей Бочкарев