Парадоксы пандемии или как коронавирус спас от банкротства авиакомпанию Alitalia

В последнее время мы уже привыкли слышать об очередных банкротствах авиакомпаний из-за коронавируса и последующего спада спроса на пассажирские авиаперевозки. Но и в такой ситуации есть исключения. Итальянское правительство недавно объявило, что оно официально примет на баланс Alitalia с июня 2020 года. Оказывается, что пандемический кризис коронавируса, который в настоящее время затрагивает отрасль воздушного транспорта, принесет пользу итальянскому перевозчику.

Самая пунктуальная авиакомпания Мира в феврале

Самолет авиакомпании Alitalia

На слушаниях в Комитете по транспорту при палате депутатов министр промышленности Стефано Патуанелли заявил, что оборот Alitalia в 2020 году упал на 87,5 процента. Тем не менее, министр ожидает, что у авиакомпании будет довольно светлое будущее благодаря кризису, который должна пережить отрасль авиаперевозок. “Если раньше Alitalia была похожа на хрустальную вазу среди стальных ваз, то сегодня это не так”. Новая компания начнет работать в том же положении, что и другие авиакомпании, когда рынок начнет оживать, – утверждает Патуанелли. Министр также опроверг информацию о том, что парк авиакомпании будет сокращен до 30 самолетов. По его словам, у Alitalia должно остаться около 90 самолетов, на 23 машины меньше, чем сегодня (113).

Новое начало?

Национализация перевозчика, у которого в настоящее время работает 11 000 сотрудников, заканчивает трехлетний период неудачных попыток его продажи и связанных с ней череды бесполезных переговоров. Lufthansa, Delta Air Lines и EasyJet, а также государственная железнодорожная компания Ferrovie Dello Stato время от времени проявляли интерес к авиакомпании, прежде чем окончательно отказаться от этих планов. Осознавая, что шансы найти покупателя в условиях пандемии коронавируса COVID-19 стали практически нулевыми, итальянское правительство решило провести национализацию Alitalia. Наш портал писал об этом в статье “Единственным выходом для Alitalia будет ренационализация”.

Сценарий  для мыльной оперы

Alitalia, которая в течение многих лет несла убытки, в мае 2017 года перешла под временное государственное управление в связи с провалом плана восстановления, предусматривающего сокращение заработной платы и рабочих мест ее основным акционером, Etihad Airways. Последний инвестировал в компанию и владел 49 процентами ее акций, но отчаившись дождаться прибыли, прекратил ее финансирование. В январе 2018 года итальянские власти подтвердили, что перевозчику предоставлен промежуточный кредит в размере 900 миллионов евро.

Срок погашения этого обязательства истек в конце июня 2019 года. Одним из основных кандидатов на поглощение перевозчика были итальянские железные дороги Ferrovie dello Stato (FS), которые представили предложение о покупке Alitalia в конце октября прошлого года, но они также указали, что они не в силах сделать это самостоятельно и нуждаются в более надежных партнерах для этих инвестиций. Следующий срок подачи предложений перевозчика о покупке был установлен на 18 марта этого года. Но при пересмотре этого срока из-за пандемии было принято другое решение.

Несмотря на проблемы, 2019 год был хорошим для Alitalia.

Усилия трех уполномоченных комиссаров позволили Alitalia увеличить оборот в 2019 году на 1,7 процента до 3,13 миллиарда евро и значительно улучшить результаты дальних рейсов, которые показали 5 процентов роста. В прошлом году итальянская авиакомпания перевезла чуть более 21,27 миллиона пассажиров. В настоящее время парк Alitalia состоит из 113 самолетов: 22 аэробуса A319, 38 – A320, семь A321, 14 – A330-200, 11 – Boeing B777-200ER и один B777-300ER и 20 штук E-Jet, принадлежащих Alitalia CityLiner: пять E190 и 15 штук E175.

Андрей Бочкарев