Первая фаза конвертации ATR-42-600 версию STOL близка к завершению

Французско-итальянский производитель самолетов ATR объявил, что первый этап конверсии модели 42-600 в версию STOL (укороченный взлет и посадка) близится к завершению. Цель проекта — позволить самолетам выполнять взлетно-посадочные операции в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами. Ожидается, что второй этап продлится до конца 2022 года, после чего машина будет сертифицирована Агентством авиационной безопасности Европейского Союза (EASA).

ATR 42-600S
ATR 42-600 STOL

Аббревиатура STOL используется в авиации для определения воздушных судов с коротким взлетом и посадкой. Она касается длины взлетно-посадочной полосы на земле или поверхности воды, необходимой для взлета и посадки. Самолетом STOL является воздушно судно с неподвижным крылом, идеально подходящее для взлетов и посадок над небольшим участком земли или воды.

При том, что условия, которые позволяют самолету взлетать или приземляться, всегда зависят от таких переменных, как вес и высота аэропорта над уровнем моря, ATR 42-600 не может взлетать с ВПП короче 1107 метров или приземляться на ВПП короче 966 метров. По данным компании, переоборудование позволит самолету работать на взлетно-посадочных полосах длиной до 800 метров (2625 футов). Текущей версии самолета требуется взлетно-посадочная полоса длиной 1050 метров (3445 футов) для безопасного выполнения взлета или посадки.

Новые рынки

ATR 42-600S сможет работать с взлетно-посадочных полос, которые в настоящее время используются многими 20-местными самолетами. Это, конечно, открывает производителю доступ ко многим другим аэропортам в некоторых изолированных уголках мира. Что еще более важно, это означает, что нынешние операторы 20-местных самолетов получат возможность добавить ATR 42-600S в свой парк, если им потребуется его расширить. Итак, ATR выходит на новый рынок. Производитель самолетов прогнозирует потребность в более чем 500 самолетах в версии STOL в течение следующих 30 лет. И хотя это семейство самолетов вряд ли будет производиться так долго, ATR надеется начать производство в ближайшее время.

Конвертация ATR 42-600 обеспечит возможность доступа к сотням дополнительных региональных аэропортов. Air Tahiti, авиакомпания, работающая во Французской Полинезии, является первым перевозчиком, заинтересованным в пополнении версией STOL своего парка турбовинтовых самолетов. Полинезийский перевозчик получит два самолета. Островная авиакомпания использует только самолеты ATR, в ее парке два самолета ATR 42 и семь – ATR 72. Перевозчик использует свой флот для сообщений между несколькими островами Французской Полинезии. Для жителей острова самолет является единственным транспортным средством, и пилотам ATR, приходится иметь дело с аэропортами с короткими взлетно-посадочными полосами и ограниченной инфраструктурой на обоих концах, что делает такой самолет привлекательным предложением.

Первый этап почти завершен

Первый этап процесса конверсии начался в ноябре 2021 г., и ведутся работы над самолетами с заводским серийным номером (MSN) 811 и регистрационным номером F-WWLY. ATR рассчитывает завершить его в конце этого месяца, после первого полета прототипа. Хвостовая часть фюзеляжа была усилена, была установлена ​​новая система автоматического торможения. Также были модернизированы все компьютерные системы, управляющие этими узлами самолета.

«Всего на первом этапе работало сорок человек. Были привлечены инженеры, слесари, электрики, механики, специалисты по логистике и качеству. После первого полета начнется второй этап конвертации», — сообщает Симоне Станчи, директор программы STOL. Ожидается, что второй этап продлится до конца 2022 года. Для завершения полной перестройки самолета будет установлен новый руль направления. За этим последует сертификация машины Агентством авиационной безопасности Европейского Союза (EASA), что является необходимым требованием для любого самолета, проходящего этот процесс.

Характеристики ATR 42-600S

Производитель внес ряд доработок, чтобы самолет можно было отнести к категории STOL. Во-первых, двигатели Pratt & Whitney Canada PW120 будут заменены на другую версию, обеспечивающую немного большую взлетную тягу. Самолет также получит систему автоматического торможения. Другие изменения, которые улучшают характеристики STOL, касаются аэродинамики ATR 42-600S. Пилоты смогут взлетать с закрылками, установленными под углом 25 градусов. Чтобы компенсировать установку более мощных двигателей, самолет получит увеличенный горизонтальный стабилизатор и руль направления. Руль направления также будет иметь большее отклонение, увеличивая минимальную скорость рулевого управления. Впрочем, семейство ATR стандартно оснащается развитой механизацией аэродинамических поверхностей, которые можно использовать при маневрировании в воздухе.

Производитель также представит более легкие сиденья и кухонное оборудование, что обеспечат дополнительные преимущества ATR 42-600S. Но эти функции, вероятно, принесут пользу и остальным представителям семейства ATR 42/72. ATR официально запустила проект STOL в 2019 году, и несколько авиакомпаний и арендодателей проявили интерес. У производителя есть обязательства по покупке 20 машин.

Андрей Бочкарев