Страницы истории авиации: медведь Йоги в качестве летчика-испытателя

С принятием на вооружение сверхзвуковых бомбардировщиков Convair B-58 Hustler возникла проблема –  как покинуть самолет  в аварийной ситуации самолета во время полета на скоростях выше 1 Маха с помощью катапультируемого кресла. Поэтому была создана специальная спасательная капсула, которая  прошла испытания 21 марта 1962 г.  Во время испытаний  внутри нее находился  медведь по имени Йоги.

Бомбардировщик Convair B-58 Hustler
Бомбардировщик Convair B-58 Hustler

Бомбардировщики Convair B-58 Hustler были первыми американскими бомбардировщиками, способными летать со скоростью 2 Маха. Первоначально самолеты были оснащены стандартными катапультируемыми креслами, но их испытания выявили непредвиденную ранее проблему. B-58 летали быстрее и выше, чем предыдущие машины, поэтому после отстрела кресла во время полета на сидящего в нем человека воздействовали гораздо большие силы, а температура наружного воздуха была значительно ниже приемлемой для выживания.

В этой ситуации военные искали альтернативное решение стандартным катапультным креслам. В начале 1960-х годов корпорация Stanley Aircraft Corporation разработала специальную спасательную капсулу, которая герметично закрывалась непосредственно перед отстрелом. Благодаря этому человек в ней не подвергался воздействию низких температур, недостатка кислорода и давлению встречного потока. Сама капсула также должна была обеспечивать большую безопасность при посадке благодаря своей плавучести и прочной конструкции. Она также была оснащена специальной системой, принудительно размещала пилота так, чтобы он не выступал за пределы сиденья в момент старта.

В то время как сама конструкция была правильной в теории и прототип прекрасно работал во время наземных испытаний, капсулу необходимо было проверить на практике во время полета. Катапультировать ее  с человеком внутри было рискованно, поэтому пришлось искать замену. Наконец, 21 марта 1962 года был осуществлен пробный запуск капсулы с палубы летающего В-58, а пассажиром капсулы был… черный медведь по имени Йоги. Двухлетняя медведица была размером и весом со взрослого человека, так что она могла бы стать ему идеальной заменой в этом  опасном  эксперименте. В то время  использование животных в таких испытаниях не вызывало столько моральных сомнений у ученых и нареканий со стороны зоозащитников.

Капсула была отстреляна во время полета на высоте 10 км со скоростью 1400 км/ч. Она упала на землю через  7 минут 49 секунд. После ее вскрытия ко всеобщему удовлетворению оказалось, что медведица выжила и с ней ничего не случилось. Через две недели эксперимент повторили с другим медведем по кличке Большой Джон. На этот раз капсула была запущена на высоте 13 км со скоростью 1600 км/ч. И на этот раз медведь выжил без каких-либо повреждений здоровья.

Всего в испытаниях участвовали шесть медведей (и один шимпанзе). Один медведь не пережил полет из-за невыявленной болезни. К сожалению, остальные медведи тоже не дожили до старости. Их усыпили для проведения вскрытия.

Благодаря успешным испытаниям было принято решение о модернизации уже построенных В-58 и оснащении их спасательными капсулами.

Андрей Бочкарев