Авиакомпании Нигерии приостановили полеты из-за роста цен на топливо

Ассоциация авиаперевозчиков Нигерии объявила, что местные авиакомпании со текущего понедельника приостановят все полеты из-за роста цен на топливо. Это означает отмену примерно 225 рейсов девятью авиакомпаниями. Нигерия станет первой страной, в которой   приостановлено воздушное движение  ​​из-за высоких цен на топливо.

Embraer 145 авиакомпании United Nigeria
Embraer 145 авиакомпании United Nigeria

Операторы  «прекратят работу по всей стране» до дальнейшего уведомления, говорится в заявлении их ассоциации Airline Operators of Nigeria. Повышение цен на авиационный керосин связано с последствиями российского вторжения в Украину и глобальным спадом производства топлива. Война вызвала огромные перебои на энергетических рынках, поскольку российское сырье, используемое для производства реактивного  и дизельного топлива, было запрещено во многих частях мира. Китай также снизил экспортный лимит нефтепродуктов, ограничив поставки. Кроме того, из-за пандемии наблюдается потеря 3,2 млн баррелей в сутки перерабатывающих мощностей.

В письме, отправленном исполнительными директорами девяти нигерийских перевозчиков,   объявлено, что они приостанавливают  свои коммерческие операции из-за высокой стоимости авиатоплива A1. Письмо, направленное министру авиации Нигерии, было подписано следующими авиакомпаниями: Max Air, Ibom Air, Aero Contractors, Overland Airways, Air Peace, United Nigeria Airlines, Arik Air, Azman Air и Dana Air.

Топливо подорожало более чем втрое

С января по май цена на авиатопливо выросла со 190 наир (около 0,46 доллара) до 700 наир (около 1,69 доллара) за литр, что составляет почти на 370процентов  увеличения  за пять месяцев. В 2022 году цены на топливо выросли во всем мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), цена авиатоплива выросла до 174,4 доллара за баррель, увеличившись на 149,4 процента по сравнению с предыдущим годом. Нигерийские авиакомпании говорят, что они «субсидировали» рейсы в течение последних четырех месяцев и больше не могут нести расходы после того, как цена на авиационное топливо выросла более чем в три раза.

Авиационное топливо составляет значительную часть постоянных затрат авиакомпаний. Любое изменение в расходах может привести к повышению цен на билеты, что может отпугнуть пассажиров, особенно на рынках, чувствительных к ценам. «Многие авиакомпании уже терпят убытки», — сказал Виктор Энвезор, вице-президент по операциям туроператора Leisure Afrique из Лагоса, столицы Нигерии. «Любое дальнейшее повышение цен убьет их бизнес», — добавил Энвезор в интервью для СМИ.

Согласно последним прогнозам BloombergNEF, глобальный спрос на авиатопливо вырастет этим летом более чем на треть, превысив шесть миллионов баррелей в сутки.

Проблема наблюдается с марта

«Ни одна авиакомпания в мире не может за короткое время выдержать такой внезапный шок, вызванный таким астрономическим ростом. В то время как стоимость авиационного топлива составляет  около 40 проц. эксплуатационных расходов авиакомпаний по всему миру, текущее повышение увеличило  эксплуатационные расходы в Нигерии примерно до 95 процентов», — говорится в заявлении Ассоциации эксплуатантов авиакомпаний Нигерии.

Управление гражданской авиации Нигерии еще не выступило с заявлением по этому поводу. Африканская комиссия гражданской авиации (AFCAC) также не смогла высказаться по поводу решения нигерийских авиаперевозчиков прекратить все коммерческие рейсы на этой  неделе.

Отмена рейсов в Нигерии  может нанести ущерб крупнейшей экономике Африки, где Международный валютный фонд уже прогнозирует замедление экономического роста (ВВП) в этом и следующем году. Неясно, каким будет решение топливного кризиса. В марте, после встреч с правительством, нигерийская нефтяная компания National Petroleum согласилась предоставить авиакомпаниям лицензии на импорт топлива, чтобы увеличить поставки и, возможно, сократить расходы.

Это не изменило ситуацию. Высокие цены на топливо Jet-A1 увеличили удельную стоимость одного места во время часового полета в стране Западной Африки в среднем до 120 000 наир (289 долларов), т.е. 71 процент больше. Многие операторы попали в ловушку: слишком сильное повышение цен сократит количество клиентов, но все равно не покроет расходы. «Стоимость авиационного топлива продолжает расти, оказывая огромное давление на устойчивость и прибыльность авиакомпании», — заявили в Airline Operators of Nigeria. «Авиакомпании больше не могут выдерживать такое давление», — говорится в заявлении.

1600 рейсов в неделю под угрозой

По данным Cirium, нигерийские перевозчики совершают около 1600 рейсов в неделю. На понедельник запланировано 233 рейса, из них более 95 проц. являются национальными сообщениями, связывающими регионы  самой густонаселенной страны Африки.

Только два авиаперевозчика, Azman Air и Air Peace, выполняют международные полеты, предлагая около 30 международных рейсов еженедельно. Из Нигерии можно полететь в Джидду (Саудовская Аравия), Найроби (Кения), Аккру (Гана), Дуалу (Камерун), Дакар (Сенегал), Фритаун (Сьерра-Леоне) и Йоханесбург (ЮАР).

Ibom Air, одна из небольших авиакомпаний Нигерии, опубликовала в субботу заявление, в котором утверждала, что не будет прекращать полеты, заявив, что в результате у нее возникнут финансовые проблемы. Власти подтверждают, что высокие цены на топливо сильно бьют по бизнесу, но приостановка работы только усугубит ситуацию.

Андрей Бочкарев