Международный аэропорт Ван Дон, расположенный в северо-восточной провинции Куанг Нинь во Вьетнаме, принял первый международный рейс из китайского города Шэньчжэнь.
Первый международный рейс в Ван Дон с 140 пассажирами на борту, выполняемый авиакомпанией Donghai Airlines, вылетел из международного аэропорта Баоань в Шэньчжэне в воскресенье вечером. С оперативной точки зрения сообщение не уникально — расстояние до китайского города даже короче, чем длина национального маршрута до Хошимина. Однако для истории первого частного аэропорта во Вьетнаме это момент прорыва, поскольку он впервые оказался на авиационной карте мира.
Аппетит на международные маршруты
«Ван Дон работает с декабря прошлого года. За первые пять месяцев своей работы аэропорт обслуживал только внутренние рейсы Вьетнамских авиалиний, VietJet Air и Bamboo Airways. За это время через аэропорт прошло более 90 000 пассажиров и выполнено 664 рейса. Однако администрация аэропорта Ван Дон настойчиво добивалась возможности принимать рейсы из других стран, в частности из-за высокого демографического потенциала Китая, Таиланда, Южной Кореи и Японии», – объясняет Фам Ван Сау, менеджер аэропорта.
Уже в июне к первому зарубежному сообщению с Шэньчжэнем присоединятся другие маршруты в Китай (Хайнань, Наньнин и Гуанчжоу), Тайвань, а также в Южную Корею. К концу года в международную сеть сообщений Van Don также будут включены рейсы в Японию и Корею.
Ворота в регион для бизнеса и туризма
Аэропорт Ван Дон, расположенный на северо-востоке страны, в особой экономической зоне провинции Куангнинь, является первым частным вьетнамским аэропортом, а стоимость его строительства составила 310 миллионов долларов. В конечном итоге, проект, являющийся частью «экономического треугольника» Ханой-Хайфон-Куанг-Нинь, должен стать международными воротами в 13 промышленных кластеров и 17 портовых причалов на севере Вьетнама. Иностранных туристов Ван Дон привлекает близость Залива Халонг, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Частный аэропорт в коммунистической стране
Территория аэропорта имеет площадь 290 га. Сертифицированная CAT II взлетно-посадочная полоса имеет длину 3,6 км и позволяет выполнять взлеты и посадки больших самолетов, в том числе аэробус 777 или A350. Владельцем порта является Sun Group, а в его строительстве участвовала компания Netherlands Airport Consultants. Аэропорт эксплуатируется по модели build, operate and transfer.
Ранее некоторые инвесторы, такие как Корея Аэропорты, вышли из проекта в 2015 году, когда узнали, что аэропорт будет сосредоточен в основном на обслуживании внутренних сообщений. В 2016 году после того, как вместо этих компаний появился нынешний инвестор Sun Group, было решено, что Ван Дон станет международным аэропортом, включенным в планы правительства к 2023 году среди 13 международных и 15 национальных аэропортов.
«Это самый современный аэропорт во Вьетнаме. Это окажет положительное влияние на качество обслуживания пассажиров», – считает Роми Бернтсен, руководитель проекта и архитектор из Netherlands Airport Consultants.
В пассажирском терминале и на взлетно-посадочной полосе применены самые новейшие технологии, доступные на рынке, в том числе светодиодное освещение взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, которое предоставлено компанией ADB SAFEGATE.
В ближайшее время аэропорт будет обслуживать 2,5 миллиона пассажиров в год. К 2030 году это число увеличится до 5 миллионов пассажиров. Sun Group рассчитывает на возврат инвестиций в течение следующих 45 лет.
Рынок с огромным потенциалом
Ван Дон уже 22-й аэропорт Вьетнама. В течение следующих пяти лет будет построено еще пять аэропортов, а существующие — модернизированы. Такое быстрое развитие инфраструктуры продиктовано растущим бумом авиаперевозок во Вьетнаме, который в настоящее время находится на переднем крае авиационных рынков в мире с наибольшим потенциалом развития.
Согласно последним прогнозам Министерства транспорта Вьетнама, к концу этого десятилетия пассажиропоток будет расти на 16 проц. ежегодно, а с 2020 по 2030 год – в среднем на 8 процентов. В ближайшие два года количество пассажиров достигнет 64 миллионов в год, а в 2030 году – 131 миллион, прогнозирует министерство. Оптимистичные данные также представлены Национальным бюро по туризму Вьетнама. В 2016 году 6,5 миллиона вьетнамцев выехали за границу. Ожидается, что в течение следующих пяти лет это число будет расти со скоростью 9,5 проц. в год.
Производители самолетов также получают выгоду от развития авиационного рынка во Вьетнаме. В прошлом году в стране было зарегистрировано около 180 коммерческих пассажирских самолетов. Министерство транспорта Вьетнама намерено способствовать увеличению количества машин до 220 к 2020 году и до 400 машин – к 2030 году.
Андрей Бочкарев