Пилоты Qatar Airways жалуются на усталость и сверурочную работу

Пилоты Qatar Airways заявили, что руководство авиакомпании неправильно распределяет часы работы и игнорирует жалобы на усталость пилотов. Пилоты считают это нарушением безопасности, которое наносит вред здоровью персонала и ставит под угрозу жизнь пассажиров. Руководство Qatar Airways утверждает, что придерживается правил безопасности.

Катарская флагманская авиакомпания  подверглась критике со стороны своих сотрудников (пилотов), которые работают сверх установленного рабочего времени. Менеджеры перевозчика якобы также  оставляют  без внимания поданные жалобы. Пилоты подняли тревогу в анонимных показаниях, сигнализируя о многочисленных нарушениях безопасности, которые могут поставить под угрозу жизнь пассажиров. Тем временем Qatar Airways пытается получить разрешение на сокращение времени отдыха между рейсами.

Эта новость появилась за несколько месяцев до того, как Катар примет чемпионат мира по футболу, где Qatar Airways является титульным спонсором чемпионата мира. Пилоты обеспокоены рисками для пассажиров турнира, говоря, что очень дальние рейсы теперь обслуживает меньше экипажей, измученных работой.

Руководство не воспринимает опасения пилотов всерьез

Пилоты заявили, что для того, чтобы обслуживать новые  рейсы с меньшим количеством экипажей, авиакомпания  занижает количество летных часов, с целью максимизировать количество выполняемых рейсов при соблюдении технических правил. Несколько членов экипажа заявили, что начальство не восприняло их жалобы на истощение всерьез. Один из вторых пилотов  сказал, что восемь раз сообщал об усталости после того, как заснул в последних  полетах. Три обращения были категорически отвергнуты.

Один одобренный запрос обеспечил ему 24-часовой отдых в Дохе, после чего ему был назначен 23-часовой перелет туда и обратно в Восточную Азию. Сообщения об усталости двух других членов экипажа, за исключением одного, были проигнорированы. Еще два человека заявили, что воздерживались от подачи отчетов об усталости, потому что не хотели рисковать потерей работы.

В руководстве по летной эксплуатации катарской авиакомпании указано, что время для снятия усталости отдых в полете не включается в полетное. Это отличается от стандартных расчетов, используемых в большинстве гражданской авиации.

Пилот уснул при посадке

В интервью для СМИ один  пилот под ником Эрик описал окончание одного 20-часового полета. «Заснул при заходе на посадку с 400 пассажирами на борту… Ничего не поделаешь. Ваше тело просто кричит об отдыхе. Вы чувствуете боль в груди и не можете держать глаза открытыми», — описал пилот.

Эрик и шесть других членов экипажа сказали, что часы работы авиакомпании были для них утомительными, а их руководство  отказывало  им в достаточном отдыхе. Многие даже не подали отчеты об усталости, опасаясь дополнительной проверки со стороны авиакомпании, уволившей тысячи работников во время пандемии. Другие говорят, что их отчеты игнорировались или они не могли сделать перерыв во время смены, в которую работали.

Здесь следует упомянуть, что усталость очень распространена среди пилотов коммерческих авиакомпаний, и авиакомпании часто используют системы управления рисками утомления (FRM), чтобы пилоты не выполняли слишком много дальнемагистральных полетов и  имели достаточного отдыха между полетами.

Занижение фактического рабочего времени

Со слов пилота, перевозчик по-разному рассчитывает рабочее время. «Не так давно я дежурил “третьим пилотом”. В мои обязанности входило следить за летчиками в кокпите, так что я был на 100 процентов  активный. Время полета в этом рейсе составило один час и 33 минуты, но накопленное летное время составило всего три минуты».

Два других капитана  зафиксировали рабочее время, превышающее 115 часов в первые две недели января. Согласно авиационному закону о рабочем времени летных экипажей, который был реализован руководством Qatar, 28-дневный лимит составляет 100 летных часов.

В 2020 году флагманская авиакомпания Катара объявила об увольнении каждого пятого работника, поскольку пандемия COVID-19 резко снизила глобальный спрос на авиаперевозки. В 2021 году перевозчик сократил количество сотрудников еще на 27 процентов, до 36 700 человек. В 2020 году авиакомпании выполняли рейсы только в 33 пункта назначения по всему миру. В прошлом году предложение снова увеличилось и достигло 140 направлений. Пилоты сказали, что для того, чтобы управлять новыми рейсами с меньшим количеством экипажей, работодатель сокращал количество рабочих часов, чтобы максимально увеличить количество выполняемых рейсов при соблюдении правил. Управление гражданской авиации Катара, которое устанавливает правила безопасности в воздушном пространстве страны, еще не заняло позицию по этому вопросу.

Катар будет работать с пилотами

Наш корреспондент поинтересовался у руководства Qatar Airways, заметило ли оно рост утомляемости или беспокойства по поводу безопасности полетов, проявляемые пилотами,  а также предпринимаются ли шаги для обеспечения того, чтобы работники сообщали об усталости, не испытывая смущения.

«Катарские авиалинии работают с сотрудниками», чтобы гарантировать, что время отдыха и потребности экипажа будут точно сбалансированы с эксплуатационными требованиями авиакомпании, особенно с учетом уникальных проблем, стоящих перед глобальным сектором коммерческой авиации», —  сообщил  представитель авиакомпании.

Пресс-секретарь рассказал, что авиакомпания работает над созданием самой жесткой программы управления рисками, связанными с утомляемостью, чтобы все операции выполнялись в соответствии с принципами, установленными международными правовыми нормами, и с соблюдением всех норм безопасности.

Андрей Бочкарев